Наверное, все слышали про выступление мальчика в Бундестаге.
Эта новость произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Претензии к самому выступлению были обсуждены множество раз самыми разными людьми и претензии к тексту выступления достаточно справедливы.
Также было верно сказано, что мальчик, по сути, не виноват — он просто продукт современной культуры и образования. Ведь не вчера появились памятник Краснову, табличка Маннергейму, «Утомленные солнцем — 2» и прочие прелести.
Для меня в этом происшествии есть два очень важных момента, на которых я хотел бы остановиться.
Первый — виновность простого солдата Вермахта в преступлениях нацистов.
Конечно, простой немецкий народ и сам был жертвой своего правительства — перед войной монополисты, при активном содействии государства, нещадно его эксплуатировали, а потом обрекли на 6 лет ужаснейшей войны на уничтожение. Конечно, население было одурманено пропагандой нацистов, обещавших им райские блага, после завоевания остальных «низших» народов.
Данная точка зрения предполагает — есть «низшие» люди, которые не могут думать и отвечать за свои поступки, а есть некие «высшие» — которые уже обладают свободой воли и ведут остальное «стадо». Другими словами, думая так, мы низводим людей до состояния собак. Думаю, никто не будет спорить — если хозяин дал собаке команду загрызть другого человека — виноват хозяин, а не собака, ведь только он и обладает свободой воли.
Эта точка зрения весьма людоедская.
Если её начать развивать дальше — всенепременно встанет вопрос о необходимости классического кастового общества, столь любезного идеологам гитлеризма.
Согласно другому мнению — всё немцы знали, просто, в предвоенные годы и пока Германия одерживала победу за победой — они предпочитали не придавать этому значения.
Не могли солдаты не знать, что творится в тылу, не могли не знать, что происходит в концлагерях, не могли не видеть остарбайтеров, не могли не знать о карательных акциях на оккупированных территориях. Не могли гитлеровцы под Ленинградом не понимать, что они морят целый мегаполис голодом, они прекрасно знали, что они обстреливают мирных людей, которые и так — голодают и замерзают.
Просто они предпочитали не придавать этому значения, верить в то, что они «высшая раса», пользоваться своей безнаказанностью и не особо думать о последствиях своих действий.
Являются ли они жертвами гитлеровского режима?
Да, конечно.
Но тут уже справедлива не аналогия с собакой, а с членом разбойничьей банды, которая насиловала, грабила, убивала, а с ним делилась награбленным «нечестно», да ещё и под пулю его подставила. Так что погибший ефрейтор получил по заслугам — Сталинград, мягко говоря, далековато от Германии.
И многочисленные поступки советских людей, сумевших не озлобиться на этих немцев, конечно, должны вызывать восхищение — потому как те немцы, в большинстве своём, не слишком-то заслуживали такого к себе отношения.
Но руководство СССР в послевоенный период, как мне кажется, имело ввиду ещё одно соображение — других немцев почти нет. Нужно этих образовывать, нужно дать им возможность искупить свою вину, в противном случае их нужно было бы либо тотально уничтожить, либо тотально же превратить в рабов — но тогда бы мы ничем от них не отличались.
Конечно, учитывая тот огромный перегиб в сторону толерантности, который существует в Германии сейчас, мы в скором времени вполне можем увидеть столь же значительный перегиб уже в другую сторону.
Тогда мы получим вполне себе настоящих нацистов, а не обычных правоцентристов, которых величают "фашистами" безмозглые, и, к огромному сожалению, являющиеся частью левого движения, «франкфуртцы».
Со всеми вытекающими отсюда прелестями.
Но это связано не с тем что не следовало пытаться сохранить территориальную целостность Германии, не приняв плана Великобритании. Вызвана эта опасность тем, что руководители позднего СССР ни за грош сдали ГДР, а потом и СССР развалили.
Развалили, пока миллионы коммунистов держались в стороне, совсем как многочисленные немецкие ефрейторы, предпочитавшие не замечать зверств, творимых гитлеровцами.
Отсюда вытекает второй момент.
На мой взгляд, пора уже прекратить возлагать всю ответственность за подобного рода "покаянные речи" на нашу систему образования, культуры, на правящую элиту нашей страны и признаться самим себе — есть ещё одни виновники — мы.
Надо уже осознать, что позиция нашей элиты не изменится, она обязана самим фактом своего существования развалу СССР, поэтому признать СССР скорее хорошим, чем плохим автоматически означает её, элиты, делегитимизацию. Они не будут создавать предпосылки для того чтобы сами себе нагадить.
Не надо считать их идиотами.
Не будут в школах преподавать историю Великой Отечественной так как при СССР, у них нет потребности снимать правдивые фильмы про Войну без «миллиарда расстрелянных заградотрядами».
Пора взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг.
Мальчик произнёс такую речь?
Значит надо не насмехаться над ним, а говорить — ты не прав вот в этих местах, вот по этим причинам.
Написать заметки, статьи, записать ролики — чтобы этого не повторилось. Собрать для него книги, приехать к нему — подарить эти книги. Сесть и поговорить с ним — убедить его в том, что он ошибся.
Вот тогда мы имеем возможность переломить тенденцию реабилитации нацистов.
Ведь как после Войны почти не было других немцев, так и сейчас — у нас почти нет других мальчиков. Их появление — наша недоработка, надо приложить больше усилий для того чтобы донести правильную точку зрения, а антисоветскую пропаганду — воспринимать как силу природы — с ней мы ничего не сделать не в силах.
По крайней мере, пока не в силах.
Как говорится: "спасение утопающих — дело рук самих утопающих".