Найти тему
Туапсе и окрестности

Общественный контроль не требует согласования в коридорах власти

Одними фискальными методами победить коррупцию не удастся .

Как рядовой гражданин, имеющий доступ к интернету и минимум времени, может предотвратить покупку чиновниками представительского внедорожника или отдыха на зарубежном курорте за бюджетный счет? Почему госслужащие на местах не слышат активистов «Общероссийского народного фронта», лидером которого является сам Владимир Путин? Какие структуры и ведомства чаще всего нарушают законодательство о госзакупках?

Об этом, и том, что изменилось в Краснодарском крае за два года руководства Вениамином Кондратьевым «Обзор» расспросил активиста проекта «За честные закупки ОНФ» Сергея Вервеина:

— Сергей, поиском необоснованных трат в госзакупках (благо, информация общедоступная), пытаются заниматься многие – от журналистов и активистов ОНФ, до оппозиционера Алексея Навального. А чем это направление заинтересовало вас?

— Возможностью непосредственного участия. Общественный контроль, как институт прямой демократии, не требует согласования в коридорах власти. В которых можно просидеть годы, ожидая быть услышанным. Государство создает все условия для его реализации, предоставляя нормативную базу и электронные ресурсы. Закрыть глаза на обоснованные доводы общественника надзорные и контрольные органы не могут. Заказчики, становясь объектом контрольных проверок и «героями» публикаций, вынуждены не только соблюдать формальности, но и быть готовыми обосновать необходимость закупки по указанной стоимости. И даже спустя годы после закупки – быть готовыми к возникающим вопросам. Как, например, по качеству ремонта дорог или приобретению очередного автомобиля.

-2

В 2012 году власти пострадавшего от наводнения Туапсе попытались заказать люксовый Toyota Land Cruiser200 или эквивалента стоимостью почти 3,5 миллиона

— Помните, когда в первый раз целенаправленно зашли на zakupki.gov.ru?

— В 2012 году. Чиновники администрации Туапсе захотели купить джип за 3,5 миллиона рублей. Но после широкого общественного обсуждения, прокуратура внесла предупреждение и закупку отменили. До этого момента на сайт госзакупок заходил время от времени. Торги проводились по ФЗ-94 (с 2014 года вступил в силу ФЗ-44 – прим.авт.), были проблемы с навигацией и размещением документации в полном объеме. Зачастую приходилось пользоваться инсайдом, привязанным к той или иной закупке.

— Самый необычный тендер, с которым вы сталкивались за это время?

— Увы, но ничего необычного в стремлении заказчиков сделать свою жизнь более комфортной и доходной, не нахожу. Набивать собственные карманы бюджетными средствами, обставлять кабинеты антикварной мебелью, летать на отдых за счет бюджета, производить фиктивные работы аффилированными структурами… Обычный список до бесконечности. Могу показаться циником, но ничего необычного в «золотых унитазах» и «силиконе для секретарши» не вижу.

— Существует ли алгоритм – как действовать активисту, если он нашел сомнительную, с его точки зрения, закупку?

— Отработано три варианта: общественное обсуждение, обращение к заказчику, жалоба в надзорные или контрольные органы. В последние годы больше работаю по третьему варианту. Обнаружив, на мой взгляд, сомнительную закупку, анализирую закупочную документацию. Получив подтверждение, пишу обращение в прокуратуру или управление ФАС по Краснодарскому краю. Следует отметить, что прокуратура является надзорным органом за исполнением федерального законодательства. Контроль законности соблюдения контрактного законодательства осуществляет антимонопольная служба. Обращаться в прокуратуру следует в первые три дня после размещения извещения о закупке, в антимонопольную службу – до заключения контракта.

-3

Встреча с, на тот момент, первым заместителем прокурора края Игорем Бабаевым состоялась, но взаимодействия с активистами так и не было налажено

— Как на ваши обращения реагируют органы власти в Краснодарском крае? С какими ведомствами удалось наладить контакт, а какие ушли в «глухую оборону»?

— Туапсинские чиновники изначально не обращали внимание. Затем, когда межрайонная прокуратура раз за разом признавала жалобы обоснованными, вынося представления, стали более тщательно подготавливать аукционную документацию. Удалось добиться указание адресов при проведении дорожно-ремонтных дорог, повышения компетенций контрактных управляющих. Хорошее взаимодействие сложилось с управлением антимонопольной службы по Краснодарскому краю. Мониторинг закупочной деятельности в крае показал, что это взаимодействие необходимо только укреплять.

К сожалению, не складывается взаимодействие с прокуратурой Краснодарского края. Не помогло этому и обращение депутата Государственной Думы Натальи Костенко к Генеральному прокурору о взаимодействии с активистами проекта «За честные закупки» ОНФ. Меня принял первый заместитель прокурора края Игорь Бабаев (с июля 2017 года – начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры 0 прим.авт.),прозвучали определенные обещания, так и оставшиеся словами.

Нет взаимодействия и с администрацией края. По одному из последних обращений о злоупотреблениях и коррупционной составляющей при реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» по Краснодару и Новороссийску пришла отписка, в которой сообщалось об отсутствии претензий контрольных органов. Тем не менее, Краснодарским УФАС возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Хочется надеяться, что краевыми органами будет налажено взаимодействие не только с дежурной общественностью, но и с гражданскими активистами.

-4

С антимонопольной службой кубанские активисты ОНФ выстроили рабочие отношения

— А какие структуры чаще нарушают законодательство в сфере закупок в Краснодарском крае?

Органы обеспечения муниципальной власти, унитарные и казенные учреждения.

— Насколько вообще законодательство о госзакупках сегодня соответствует тем задачам, которые ставились при его разработке – сделать закупки прозрачными, открытыми и победить этим коррупцию? Что необходимо поменять?

— Сегодня открытость и прозрачность закупочных процедур находится под бюрократическим давлением. Дискуссия о необходимости изменения ФЗ-44 идет постоянно. Для того, чтобы заказчики были услышанны, они должны научиться разрабатывать законодательные инициативы. Но, как вы знаете, инициатива наказуема во многих учреждениях. И зачастую мы слышим, что общественники должны заниматься не только контролем закупок, а и законодательно предугадывать пожелания заказчика!

Менять нужно отношение. К работе, компетенциям, бюджетным средствам. Одними фискальными методами победить коррупцию не удастся. Ведь все мы – общественники, заказчики, органы контроля и надзора — должны делать одно дело: повышать эффективность расходования бюджетных средств, качество поставляемых услуг и работ, расширять горизонты планирования. Во имя будущего России. Ведь коррупция – червоточина, уничтожающая государственность изнутри.

— От тендеров и 44-го закона давайте перейдем к общей ситуации в регионе. Что бы вы назвали главным изменением за два года, которыми Кубанью руководит Вениамин Кондратьев?

— Кадровые перестановки и видимость информационной открытости. Системных изменений в экономической, социальной и политической составляющих не вижу. Можно вспомнить возврат льгот на проезд в начале 2016 года, конфликт с жителями при вырубке зеленых насаждений на Ростовском шоссе, проблемы дольщиков. Но они остаются элементами ручного управления. Сможет ли губернатор распутать «гордиев узел» проблем и противоречий, накопившихся в предыдущие годы, покажет время.

-5

Перед руководством края стоит комплекс проблем, требующих командной работы единомышленников

— У региона очень высокий госдолг, сформировавшийся во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. На ваш взгляд, каков выход из сложившейся ситуации? Должен ли федеральный центр, ведь Олимпиада была всероссийским проектом, взять на себя его погашение?

— По распоряжению президента с 1 января запускается программа реструктуризации бюджетных кредитов регионам. От руководства края зависит вовремя поданная заявка. Несомненно, часть долга должен взять на себя федеральный центр. Но если мы говорим об эффективности управления олимпийским наследием, то стоит внимательно проанализировать работу НАО «Центр «Омега». На это уже обращали внимание активисты проекта «За честные закупки».

Мы получили не только долговую нагрузку, но и высококлассные спортивные сооружения, развитую инфраструктуру для круглогодичного отдыха. Сделать его рентабельным – задача профессионалов. Осталось их найти и собрать в команду.

— Какие ключевые риски для Краснодарского края вы видите в будущем году?

— Продолжение противостояния новой и старой команды. Популизм. Отсутствие горизонтов планирования. Снижение туристического потока (Турция и Египет, курортный сбор, борьба с «Блаблакар», строительство моста в Крым, отсутствие должного контроля среди владельцев частных гостиниц и аренды квартир, проблемы с очистными сооружениями на побережье). Целый комплекс проблем, требующих системной и командной работы единомышленников.

Сергей Вервеин, активист антикоррупционного проекта "ЗА честные закупки" ОНФ