Найти тему

Морализаторство в детских произведениях

Обычно взрослых людей удивляют абсурдные стихи для детей. Некоторые задаются вопросом, где Айболит раздобыл для зайки новые лапки (кстати, будучи ребенком, я не парилась над проблемой - мне очевидно, что заяц был игрушечный и лапки просто шились из ткани). Я же задаюсь вопросом морали в детских сказках и стихах.

Русские сказки - это классика. Например, сказка про тлен и безысходность - "теремок". Ты можешь творить, любить и объединять - однажды и на твой теремок медведь задницей наступит. Некоторые стыдливо адаптируют сказку, добавляя медвежье раскаяние, но мы-то знаем...

Роли мужчин и женщин в русской сказке. Если ты баба, то все просто: работай, будь мила, будь готова стоптать железные сапоги и сожрать каменные калачи, если облажалась - и все у тебя в жизни сложится. Если ты мужик, то тебе сложнее: либо ты должен найти бабу, либо отыскать какую-нибудь скотину, типа щуки, которая будет ни за что твои желания исполнять. Усердно работать и добиваться всего своими талантами - нет, не слышали.

Ну ладно, классические сказки, это история, к ним придираться не стоит. Посмотрим относительно современных авторов.

Вот с чего, например, Крокодил и Бармалей (в стихотворении) у Чуковского стали отрицательными персонажами? Первый просто гулял, его стали чмырить и довели до нервного срыва, а потом угрожали убийством. Второй был бы естественным наказанием для детей, которые решили не слушаться родителей, а потом еще и разгром устроили по всему материку.

Стихи "про мимозу" . Описывается история ленивого закутанного капризного мальчика. А кто ж его таким сделал? Почему он оказался плохим, а не его родители?

Такой же вопрос к родителя медвежонка-невежи. Там вообще в лучших традициях альфа-родительства описываются вседозволяющая мать и авторитарный отец - у медвежонка уже невроз развился на почве неопределенности, но почему-то виноват он!

История про упрямого лягушонка тоже в современных реалиях смотрится дико. Непослушный лягушонок убежал, едва не погиб, вернулся к родне, а она проявила к нему полное равнодушие. В конце говорится, что лягушонок урок усвоил. Нам не говорят, но возможно он потом запил и повесился от такого отношения родителей.

История "про девочку, которая плохо кушала". Я думала, что сейчас прочту ее своему плохоедящему ребенку и проблема решится. Ан нет. Пришел к девочке Глеб Сергеевич Пугач, рассказал, кто чем питается, и девочка тоже есть захотела. В чем фокус, Глеб Сергеевич? Это сработает только в одном случае - если вы рассказывали девочке про пищевые цепочки пару дней, не отвлекаясь и она просто проголодалась. Иначе я и мой ребенок не понимаем - как то, что едят другие звери, связано с моим аппетитом?

Наблюдения показывают, что такое морализаторство "в лоб" не работает. Туда же отнесу некоторые серии в целом мной любимых "смешариков" - мой ребенок знает их едва не наизусть, но для него это настолько абстрактно,насколько это возможно для существа, не знающего понятие "абстракция". Похоже, пока этот маленький эгоист сам не освоит эмпатию и причинно-следственные связи, никакой морали он извлекать не научится.