Найти тему
ABW

Суд ГАИ не указ? Чем обернулось нежелание ГАИ выполнять постановление суда

Взаимоотношения автолюбителей с сотрудниками ГАИ - это практически всегда предмет бурных споров на тему "Кто прав, а кто виноват". У инспектора, действующего с позиции силы как представитель власти, в качестве аргументов зачастую выступает: "Вы виновны, я так сказал. Жалуйтесь, если хотите". 

Жаловаться можно по-разному. Например, обратиться в вышестоящую инстанцию, получить от ворот поворот в виде листа формата А4 с текстом "В действиях сотрудников ГАИ нарушений действующего законодательства не выявлено", согласиться с этим и забыть обо всем: себе дороже, время, нервы. Но осталась еще категория автолюбителей, которые в поисках правды готовы идти до конца, не считаясь ни с какими неизбежными лишениями. 

Иван Иванович, житель Глубокского района, поздней ночью августа 2017 года на своем стареньком Opel Omega возвращался домой в деревню. На часах третий час, дождь, дорога скользкая, видимость сильно ограничена всеми этими обстоятельствами. Поэтому Иван Иванович ехал не более 40 км/ч, дабы уберечь себя от всякого рода неприятностей, встречающихся на дороге. Но не вышло. Неожиданно свет фар выхватил что-то лежащее на дороге, причем это "что-то" было настолько близко, что реагировать уже было поздно. Удар, автомобиль повело, но водитель сумел удержать руль и остановиться на обочине проезжей части. Выйдя из своей машины, Иван Иванович увидел лежащую на проезжей части корову без каких-либо признаков жизни. На противоположной стороне дороги стоял сильно поврежденный автомобиль. Как выяснилось, именно эта машина и сбила корову, а Иван Иванович уже просто наехал на мертвое животное. Увидев повреждения "собрата по несчастью", водитель Opel понял, что легко отделался. 

-2

Прибывшие сотрудники Глубокской ГАИ принялись оформлять ДТП. Виновными оказались оба водителя: и тот, кто сбил животное, и Иван Иванович. С такой позицией он, естественно, не согласился, ведь как можно было остановить вовремя автомобиль в таких условиях? Тем не менее, если судить по мотивировочной части постановления ГАИ, вина нашего героя считалась доказанной.

-3

По мнению инспекторов ГАИ, Иван Иванович обязан был, несмотря ни на что, остановить свой автомобиль до столкновения с лежащим на дороге животным. 

"Водительский стаж у меня несколько десятков лет. В ту ночь погодные условия были не ахти, поэтому и ехал я 30-40 километров в час, - вспоминает Иван Иванович. - После ДТП сориентировался в обстановке, огляделся и заметил, что на дороге чуть дальше целое стадо коров гуляет. Как они оказались там ночью, ума не приложу. Никаких знаков, указывающих на то, что в данном месте может осуществляться перегон скота, не было. Тем не менее, как указал в своем постановлении начальник Глубокской ГАИ, я принял меры к экстренному торможению, но столкновения с животным не предотвратил". 

-4

"По мнению ГАИ, получалось, что я должен был видеть находящихся на проезжей части коров, остановиться и сообщить об этом в милицию. А я, якобы видя этих животных на дороге, все же продолжил движение и тем самым нарушил ПДД. С такой трактовкой я, конечно, не согласился. Гуляющих по дороге коров я увидел позже, непосредственно после ДТП, и виной этому отвратительные погодные условия. К тому же к моему ДТП привели вовсе не гуляющие по дороге коровы, - рассуждает водитель. - К сожалению, моя позиция услышана не была. Я обжаловал постановление начальника ГАИ в суд, который, рассмотрев дело, отменил ранее принятое решение. Также суд указал ГАИ на нарушение норм законодательства, постановил устранить их, проверить и мои доводы, в том числе экспериментальным путем. То есть суд ясно сказал: проведите следственный эксперимент и установите, мог или не мог водитель предпринять что-то в той ситуации. Обычная практика. Дело оказалось на новом рассмотрении в той же ГАИ. Что там рассматривали, что делали, я так до конца и не понял, но меня снова признали виновным, уже по другой статье ПДД. Сам процесс рассмотрения оставил у меня неприятные впечатления. Моя позиция во внимание даже не принималась. Я пытался донести до инспекторов свои аргументы, изъявил желание участвовать в эксперименте по данному ДТП, но в ответ услышал: "Все равно ничего не добьетесь". Понятно, подумал я, значит, снова жалоба в суд. Суд, к моему великому удовлетворению, внял моим аргументам и опять отменил решение начальника ГАИ".

-5

Как видим, суд пришел к выводу, что при вынесении нового постановления "должностное лицо ГАИ вышло за рамки предъявленного нарушения". Кроме того, при повторном рассмотрении дела не исполнены указания, изложенные в предыдущем постановлении суда Глубокского района, в том числе в части проведения эксперимента. Получается, суд дважды указывает должностным лицам ГАИ на необходимость конкретных действий, но эти указания игнорируются. 

Почему? Объяснение этому нашла прокуратура, куда Иван Иванович обратился с жалобой на действия сотрудников ГАИ.

-6

Оказывается, ГАИ сделала все правильно, "предприняла все меры", направленные на установление обстоятельств ДТП. Только вот провести осмотр места происшествия с целью установления общей видимости в направлении движения не представляется возможным, поскольку это опасно для жизни и здоровья участников осмотра.

"Когда я получил на руки ответ из прокуратуры, удивился не меньше, чем постановлениям ГАИ! - вспоминает Иван Иванович. - Я был просто уверен, что при наличии повторного требования суда ГАИ проведет необходимые действия, а прокуратура в этом вопросе выступит на стороне суда. Но не тут-то было! Оказывается, это опасно. Что тут опасного? Такие эксперименты проводятся сплошь и рядом, даже в более сложных условиях. Я думаю, что все это от нежелания, от безразличия, если можно так сказать. А кто будет мне ущерб за разбитый автомобиль возмещать? Если ГАИ привлекла к ответственности погонщиков скота, допустивших нахождение коров в ночное время на проезжей части, то получается, что их вина установлена. За действия пастухов отвечает сельскохозяйственное предприятие, в котором они работают. Я направил в хозяйство претензионное письмо с просьбой урегулировать вопрос возмещения вреда в досудебном порядке. Посчитал стоимость ремонта исходя из стоимости б/у запчастей, в сумме 2617 рублей, но получил интересный ответ".

-7

Ну что тут сказать? Одно выражение "разборка службы ГАИ" напоминает что-то из 1990-х годов, когда эти слова были обычными в обиходе граждан. Но как выразились, так выразились. Смысл в другом. Предприятие четко дало понять: отстаньте от нас, мы никому ничего не должны, даже при наличии вины погонщиков скота, а ваше письмо вообще не имеет юридической силы.

Тем временем Иван Иванович снова оказался в суде, где рассматривалась его жалоба, уже третий раз. Ничего нового начальник ГАИ суду не предложил, указания суда о проведении эксперимента по данному ДТП дважды проигнорировал (как он считал - обоснованно, ведь опасно же это для участников такого эксперимента!). Видимо, терпение суда от этой бесконечной волокиты со стороны ГАИ тоже закончилось, он устал указывать, что и как нужно сделать, чтобы доказать либо опровергнуть те или иные факты. Как результат - суд вынес третье постановление.

-8

Если кратко, то суд сказал в адрес ГАИ примерно так: "Хватит предполагать. Вина должна быть доказана и не должна быть основана на неких предположениях. Времени вам давали хоть отбавляй, почти год. Отказываетесь выполнять наши указания? Тогда дело прекращено, а виновата именно ГАИ, поскольку собирать доказательства вины - ее задача".

Статья 6.1 ПИКоАП. Доказывание

1. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.

2. Обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс

"Конечно же, результатом я доволен, - продолжает водитель. - Рад, что презумпция невиновности в данном случае сработала. Почему я вообще должен бегать по инстанциям и что-то доказывать? Если считаете, что я виноват, докажите. Это правильно, и суд действовал именно по этому принципу. Не доказали или не захотели этого делать, тогда должны отвечать. Игнорировать указания суда, на мой взгляд, опрометчиво, тем более со стороны чиновника. Я обратился в Витебское УВД с просьбой наказать виновных в бездействии. Оттуда мое заявление спустили в Глубокское РОВД, в чем ничего удивительного не вижу, так как уже проходил такое".

-9

Что же ответили в Глубокском РОВД? В принципе и это письмо органично вписывается в череду других ответов ведомства. Мол, да, нарушение в части неисполнения указаний суда есть, но начальник ГАИ заботился о безопасности участников предполагаемого эксперимента, с чем согласился и прокурор. Наказать виновных? Мы бы и рады, только руководитель ГАИ уже на пенсии, в связи с чем меры дисциплинарного взыскания к нему применить невозможно. 

Ох, с таким подходом положению милиции действительно не позавидуешь: выполнить указания судебной власти - создать угрозу для граждан, не выполнить - нарушение. Вот и "приняли весь огонь на себя", из двух зол выбрали наименьшее, что и привело к прекращению административного дела. 

"У меня остался лишь один вопрос: а что думало хозяйство - владелец коровьего стада? Насколько я знаю, экономическая ситуация там, как в принципе у многих, не очень. С одной стороны, я пытался с ними договориться, минимизировать потери, в том числе и их. Отказались. В итоге получили решение суда и исполнительный лист. Результат? Я потратил год жизни, кучу нервов, до сих пор без автомобиля, колхоз потерял деньги, сотрудники ГАИ проделали множество работы, оказавшейся ненужной. И сумма в листе гораздо больше, чем я предлагал полюбовно", - заключает Иван Иванович.

-10

Со своей стороны резюмируем: вода камень точит. При наличии упорства и веры в справедливость всего можно добиться. Да, это стоит множества моральных никому не нужных переживаний, но без этого никак. 

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber