Прохождение Туркменской границы оставило незабываемые впечатления. При том что Туркменистан - более чем приличное государство по сравнению с некоторыми другими бывшими союзными республиками, я совершенно не понимаю, как они живут с тем уровнем организации, который мы наблюдали на таможне. Полный разброд и шатание: казалось, появление иностранцев с визами, да еще и на автомобилях, со стороны Казахстана оказался для них ситуацией из разряда внештатной. Не было ни какой единой процедуры или последовательного приема, все новые подробности оформления выяснились в ходе беготни от одного офицера к другому.
В какой-то момент нам сообщили, что, мол, необходимо досмотреть личные вещи. А вещей у нас - напомню, - пять автомобилей. "Ну ладно, - ответил пограничник, - принесите по паре сумок, пропустим через сканер". Потом правда, таможенники решили посмотреть автомобили внимательней, но очень формально: открыли-закрыли багажник.
Поскольку Туркменистан при всем при этом - страна закрытая, в список запрещенных предметов, кроме традиционного оружия и наркотиков, были включены печатные издания и носители информации. Мы отметили каждый пункт отрицательно, хотя на наших накопителях и флешках при желании можно было ввести всю библиотеку Конгресса США в электронном виде.
На таможню мы угрохали несколько часов, однако, к чести сотрудников, общение и досмотр проходили предельно доброжелательно. А под катом я подробно расскажу как мы до этого докатились (доехали, в смысле)..
Примерно в 50 км от Актау въехали в (на?) Карагие - самую глубокую сухую впадину в Казахстане и одну из наиболее глубоких в Азии:
132 м ниже уровня моря:
На такой глубине в изобилии водятся верблюды:
Животные собираются в косяки и "проплывают" прямо перед экспедиционными автомобилями:
К слову о машинах сопровождения: в этот раз у нас были гайцы не просто с мигалками, но еще и с матюгальником. Они очень ревностно следили за тем, чтобы все встречные и попутные автомобили съезжали с обочины и пропускали наш караван. Зачем нужен был такой театр - непонятно, но избавиться от сопровождения не представлялось возможности:
Жанаозен, стал последним крупным городом Казахстана перед границей с Туркменистаном:
На переезде случилось невероятное - гаишники что-то сказали по мегафону железнодорожнику и тот открыл для нас шлагбаум. Признаюсь, я малость боялся ехать: контролер-то услышал, а вот летящий на всех парах состав мог проигнорировать сообщение:
Обратите внимание на аккуратную дорожку справа и лавочку. У казахов своеобразное ощущение пространства - мне бы, например, было не очень уютно сидеть в чистом поле:
Полторы сотни километров за Жанаозеном ехали по добротному асфальту. Встречных машин почти не было:
На всем пути встретили одного лишь пастуха на осле:
Наконец, на горизонте появилось море:
За много-много километров пустой степи встретили одинокое дерево. Вам-то сейчас кажется, что это не Бог весть какое событие, но тогда оно нас впечатлило. А еще оно мне напомнило заставку Bruckheimer Films (где молния бьет в одинокое дерево на дороге):
Остановились на короткую остановку. Не очень понял точный смысл это места, похоже, у него какое-то ритуальное значение:
Встретили кошку:
Кошка требовала угощения. У нас был только хлеб с огурцом, мы неуверенно положили их на землю, как вдруг киса принялась остервенело лопать овощи. Потом вспомнили про бутерброды с колбасой, но она только презрительно понюхала и вернулась к огурцам.
Котэ-веган, одним словом:
За 40 км до границы асфальтовое покрытие закончилось:
Я предложил съехать с грейдера, так как вся дорога была усыпана острыми камнями. Беспокоился не столько о себе, сколько о других машинах в экипаже. Касательно нашего автомобиля без ложной скромности упомяну, что Land Rover позволял ехать как минимум в два раза быстрее остальных по бездорожью:
Мое предложение проигнорировали, и результат не заставил себя долго ждать - машина в голове колонны пробила колесо:
После этого экипаж стал более сговорчив и даже гаишники съехали с дороги, но мигалку не выключили:
На казахскую таможню выскочили практически из кустов:
Границу прошли очень энергично - минут за 20 и это при том, что когда мы подъехали к границе, там был обеденный перерыв. Гаишники что-то сказали пограничникам и те прервались, чтобы нас пропустить. В общем, большое спасибо Казахам за такое гостеприимство и заботу о нас:
Последний Казахский забор:
Буферная зона между двумя государствами. Сначала казахский столбик:
Затем туркменский:
Туркменский пограничный пункт встретил нас закрытыми воротами. Туркменистан тоже был на обеде:
Рядом с воротами заметили железную груду, похожую на разобранный трактор. При ближайшем рассмотрении у "трактора" обнаружилась установка для пулемета или что-то вроде того:
Наконец, туркмены закончили свою трапезу и пустили нас внутрь. Компьютеров нет, все данные паспортов пограничники переписывали вручную. Фотографий с контрольного пункта нет по понятным причинам:
Почему-то казалось, что после границы нас ждет прекрасная асфальтированная дорога. Но наивным мечтам не суждено было сбыться:
Если в Казахстане был хотя бы укатанный грейдер, то здесь одни лишь направления. До ближайшего поселка плутали по навигатору 40 километров. И ехали их еще дольше, чем те же 40 километров перед Казахской границей:
В какой-то момент мы уперлись в прострелянный самолет. Кстати, где-то здесь снимали "Белое солнце пустыни":
Погранцы предупредили, что нас еще будут изучать гаишники, посты которых расставлены неподалеку. Увидев один такой на горизонте, мы радостно погнали в его сторону (надеялись, выедем на дорогу), но здание оказалось пустым и заброшенным:
Туалет зато нашли:
На территории Туркменистана тоже было лучше ехать не по основной "трассе", а рядом с ней:
Наконец, на горизонте показались трубы поселка Карабогаз:
О нем, о его трубах и невероятном курорте на берегу Каспийского моря Аваза можно прочитать тут.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ СВЕЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ!
https://zen.yandex.ru/media/sergeydolya