В студенческое время мне было очень интересно примерить на себе различные профессии, чтобы выбрать, что нравится и чем заниматься дальше. Реализовать это было сложно. Наниматься на работу, чтобы через месяц уволится, очень энергозатратно. Да и трудовая книжка была бы испорчена. Сейчас у меня ее тупо нет!
В этом году я узнал от знакомой, что x5 retail group проводит особые пятницы, когда офисные сотрудники выходят в торговый зал помогать и перенимать опыт обычных продавцов. После поездки в Татарстан мне предложили принять участие в этой акции: попробовать себя в новой профессии и узнать о работе магазинов чуть больше.
В Нижнем Новгороде находится самый большой Перекресток в России. Торговая площадь магазина составляет более 2500 кв.м. Получился такой компактный гипермаркет, позволяющий совершать комплексные покупки для всех категорий граждан. Именно в нем я провел свой первый и единственный рабочий день.
Магазин открывается в восемь часов утра. Повара приходят в 7 часов утра, чтобы к открытию уже были приготовлены завтраки. Как самый ответственный работник, я пришел к 10! :)
Кроме меня свой долг перед магазином выполнял региональный директор Евгений Кривошеев. Он работает в этой сфере уже 25 лет. В этот день мы с ним вместе работали в поле как рядовые сотрудники. Рассказывал про внезапные проверки. У магазина много стандартов и критериев, которым нужно соответствовать каждый день. Раз в квартал проходит глобальная аккредитация по абсолютно всем процедурам работы магазина. Для прохождения нужно набрать 80 из 100 баллов.
Он меня и познакомил с основными процессами магазина. Если коротко, нужно сверять ценники на предмет актуальности, поддерживать порядок на полках и следить за тем, чтобы не было просрочки.
Штат магазина стоит из 95 человек. Днем в зале работает 32 человека, ночью 6. Продавцы в целом не имеют конкретной зоны ответственности, лишь за молочным отделом и отделом фрукты/овощи закреплены сотрудники. Это связано с особыми правилами переборки, ротации и выкладки. Они отличаются от остальных зон.
Ассортимент магазина имеет 19 700 позиций. Ассортимент удовлетворяет все категории покупателей. Так сразу во всем не разберешься!
Привел в порядок секцию с конфетами – это там, где они на развес лежат. Из-за того, что мы, когда насыпаем конфеты в пакет, бываем не всегда аккуратны, некоторые сладости просыпаются и смешиваются с другими. Мне пришлось очищать ячейки от «левых» конфет, перекладывать их на свое место и досыпать из коробок, если закончились. Звучит просто. Но с тридцатью разными конфетами запомнить расположение каждой сложно! Вроде только видел, где лежали нужные конфеты, но вот уже снова потерял. Порой я с одной единственной конфетой в руке обходил всю секцию по 3 раза.
Помог бабушке и дедушке. Они пришли в магазин за коробкой конфет по акции, а на полке пусто. Я даже запомнил цену: 249 рублей вместо 479. У меня не было инструкций на данную ситуацию, поэтому я просто пошел к директору, которая в этот момент была в зале. Она сообщила на склад, где нашли нужную позиции и через 5 минут вынесли в зал. К сожалению, сотрудники не всегда успевают выкладывать продукцию, особенно акционную. Зато не совсем идеальные полки - индикатор магазина с хорошим потоком покупателей. Полные красивые полки говорят о проблемах в магазине
На днях я рассказывал про производство венских вафель. Вот и они!
Наверно каждый из нас не раз в жизни меняли мнение о целесообразности той или иной покупки и выкладывал продукт из корзины где придется. Так получается, что хлеб может лежать среди чипсов, сок в пиве, молоко в пельменях. Сотрудникам магазина приходится это подмечать и исправлять. Каждый утро начинается именно с этого. Торговый зал приводится в порядок. Вот эта бутылка лимонада лежала рядом с вином. Пришлось ее вернуть обратно.
Пройдя по залу, набрали целую тележку.
Кроме того, другая главная задача, которую нужно выполнить до 11 часов, - верификация цен. Этим я занял после конфет. В этом Перекресте самые большие продажи по снекам и напиткам среди перекрестков в Нижнем. Это связано с молодежью, которая часто приходит в торговый центр. Поэтому меня отправили в наиболее проблемный отдел - чипсы.
Мне выдали некое подобие пульта с кучей кнопок. Устройство называется верификатором. Он сверяет цену из базы данных с ценой на полке. Тут все просто. Считываешь штрих-код на пачке, считываешь штрих-код ценника и все. Пульт либо приятно пиликнет, сообщая, что с ценой все хорошо, либо мерзко крякнет, занося информацию о неверной цене в базу.
На проверку этой секции с чипсами у меня ушло минут 15. Я экспериментировал, пытался обхитрить устройство, поэтому провозился чуть дольше, чем мог. Наверно сотрудник с опытом мог бы и за 5 минут все сделать.
С верификатором я пошел в служебные помещения, где исходя из сканированной информации, мне напечатали новые ценники. Скажу, что цены везде были верные. Была проблема с наименованием чипсов. Вкусы отличались.
Цены меняются каждый день, поэтому с утра на каждого сотрудника приходится порядка 300 ценников. Проверяется это быстро, я убедился, а вот чтобы вырезать все ценники, нужно потратить кучу времени. Пока автоматизации этого процесса нет.
Срок годности и просрочка – самая любимая тема обсуждений! Мне уже давно не попадался товар с неверными сроками, но я продолжаю проверять. Это уже как привычка.
До поиска просрочки в свой рабочий день я не добрался. Со слов директора найти ее практически нереально. Стандарты и система проверки магазина минимизируют возможность найти просрочку до нуля.
Поставки организованы так, чтобы 70-80% товара не лежало на складе, а сразу выкладывалось. Не смотря на это, служебные помещение будто бы завалены.
Наступило время обеда. Отправились тестировать собственную кухню. На мой взгляд, в Нижнем лучше всех готовят в Карусели. В конце для дается скидка, чтобы меньше блюд списывать в конце дня. Все свежее.
К этому моменту моя смена закончилась. Подводя итог, на первый взгляд механики и процессы в работе продавцом мне показались простыми: тут посмотреть срок, тут сверить ценник, тут переложить, там выложить. На самом деле, все в разы сложнее: без опыта и сноровки все занимает невероятно много времени. Вы могли заметить, что за три часа работы я успел немногое. Если бы эффективность всех сотрудников была точно такая же, магазин превратился бы в помойку!
Спасибо x5 retail group за возможность получить новый опыт!
Поддержите материал лайком! Подписывайтесь на блог!
Инстаграм - http://instagram.com/orkhv/