В самом узком месте, отделяющем Керченский полуостров от Крымского на Парпачском перешейке шириной всего 18 километров издавна строились оборонительные укрепления. Сначала это были рвы и валы для обороны западных границ Боспорского царства от набегов кочевников. На смену им пришли укрепления Гражданской и Второй мировой войн. Если сегодня ехать по трассе от Феодосии в сторону Керчи, то примерно через 10 километров после Приморского надо внимательно смотреть по сторонам. Среди выжженной солнцем степи и соленых озер виднеются небольшие железо-бетонные огневые точки Парпачской позиции, построенные в 1941 году. Ошибочно эти укрепления считают Ак-Монайской позицией, но это не так. Парпачская позиция была логическим продолжением Ак-Монайской на ее левом фланге и занимала промежуток от озера Парпач до берега Черного моря. Название она получала по одноименному селу, в настоящее время носящему название Ячменное. Двигаясь на машине, можно легко, не сворачивая с трассы, осмотреть два ДОТа Парпачской позиции, расположенных у дороги.
Первый ДОТ расположен чуть севернее трассы на небольшом естественном возвышении рельефа. Всего осенью 1941 года здесь было построено около 15 железобетонных сооружений. Предполагалось, что 51-я армия закрепится на этом рубеже, но этого не произошло. Второй раз бои на перешейке разгорелись с началом 1942 года после Керченско-Феодосийской десантной операции. Село Парпач неоднократно переходило из рук в руки. Войска Крымского фронта, не удержав Феодосию, в составе трех армий застряли на этом рубеже не в силах продолжить наступление по деблокаде Севастополя и освобождению Крыма. 8 мая 1942 года хорошо спланированный удар Манштейна прорвал оборону советских войск как раз в этом месте, что привело к сокрушительному разгрому Крымского фронта и колоссальным потерям. Лишь небольшую часть войск удалось эвакуировать через Керченский пролив на Тамань.
Оригинальный репортаж в моем блоге starcom68
#Pillbox #Crimea