Найти тему
My parentway

Адаптация к детскому саду: опыт нашей средней дочки

Наша 3-летняя дочка пошла в этом году в садик. Захотела сама - видимо, посмотрела на пример старшей сестры. Правда ближе к 1 сентября ее желание начало немного угасать, но, как мы и ожидали, первый и несколько последующих дней она шла туда с удовольствием и интересом и довольно уверенно. Мы с ее старшей сестрой создавали ей позитивный настрой, рассказывая в красках обо всех положительных моментах, которые есть в детском саду. Первые дни все дети из группы привыкали и оставались на 2-4 часа. Потом был перерыв примерно в месяц, так как она приболела, а потом мы уехали отдыхать. И после отпуска я совершила ошибку: переоценила ее и отдала в первые 2 дня почти на весь день (забирала после полдника).

На 3 день в сад она идти отказалась категорически. Никакие уговоры не помогали, она вцепилась в меня мертвой хваткой и сказала, что от меня никуда не уйдет. Причем до этого она не плакала, когда я приводила ее в садик, спокойно отпускала меня и шла играть.Через пару дней мы пришли с ней вместе просто погулять с ее группой в садике на улице и тут я воочию увидела, как же сильно она боится, что я уйду. Она не отходила от меня ни на шаг, сильно плакала, хоть я и пыталась всячески ее отвлечь и успокоить.

Дело было не в том, что ей плохо в садике, а в том, что она боится, что мама уйдет и не придет за ней. Ей 3 года 4 месяца - самый разгар кризиса 3-х лет: становится очень самостоятельной и отстаивает (и очень рьяно) свое мнение. Это этап роста и развития, и ей сложно, поэтому мама как гарант безопасности и спокойствия для нее в этот период очень важна и нужна рядом. А еще она сама по темпераменту очень эмоциональна и чувствительна.

А тут я расслабилась и разлучила нас на долгое время, не подготовив ее к этому должным образом. Причем меня изначально предупреждали наши воспитатели о возможности такого варианта развития событий, но я не прислушалась. Вот такое случилось неожиданное для меня фиаско. Но так как я не вижу смысла мучить себя чувством вины за содеянное, а стараюсь делать выводы и по возможности исправить ситуацию, то на семейном совете мы решили, что мне надо выбрать один из 2 вариантов:

  • оставить ее дома и попробовать пойти в садик на следующий год;
  • попробовать заново адаптировать ее к детскому саду с нуля

Я сомневалась и сначала уже почти выбрала первый вариант, ведь моя старшая дочь пошла в садик, когда ей было 4 года 10 месяцев с огромным желанием и удовольствием, сразу на полный день вообще без каких-либо усилий с моей стороны. Правда надо, конечно, учитывать разницу в темпераментах детей, но все же чем старше ребенок, тем проще ему оторваться от мамы.

Почему я все же решила попробовать заново адаптировать мою дочку к детскому саду?

Чудесные воспитатели. Их подход мне очень импонирует: уважение к ребенку - это главное; они сами за мягкую адаптацию; не заставляют ничего есть и доедать; не запрещают проявлять эмоции; вообще нет ненужных ограничений; в сложных моментах отвлекают, а не наказывают; заинтересовывают. Всегда спокойные, приятные в общении - я наблюдала за их работой примерно 2 недели по несколько часов по утрам ежедневно, так как сидела рядом с нашей группой в корридорчике. Я им очень благодарна!

Много развивающих занятий и все по возрасту (физкультура, музыка, речевые занятия, лепка, рисование, чтение книг, кукольный театр и прочее). И главное - ей очень нравится в садике всем этим заниматься.

Время. Пока дочки в детском саду, я могу распределить высвободившееся время на другие дела.

Итак, примерно в течение 3-х недель мы практиковали постепенное привыкание к садику. И я могу сказать, что очень успешно. Начинали мы с того, что дочка первые дни даже в группу отказывалась заходить, глаза были на мокром месте и боялась от меня отойти, а через 2 недели она сразу заходила в группу и занималась там все время, пока я ее не звала домой (уже практически не выходила ко мне в корридор). Потом она меня начала отпускать и оставалась в саду до обеда. В течение недели я ее забирала после обеда.

Вот, то мне помогло изменить ситуацию:

Мотивация. Я ежедневно рассказывала дочке, как здорово в саду. А еще объясняла, что пока она в садике, мама может побыстрее закончить все свои дела, и поэтому у нас с ней останется больше времени на совместное общение и игры.

Основная мысль, которую я до нее доносила при любом удобном случае: в садике тоже безопасно и хорошо. Мама обязательно придет за ней.

Я не настаивала и не торопила. Особенно вначале. Потому что у меня была на это возможность (для меня детский сад не острая необходимость). И потому что если есть давление, эффект будет обратный.

Я давала ей выбор. Дети очень любят выбирать. Идти в сад или нет - выбор ее. Я лишь советовала, заинтересовывала и объясняла, почему в садике хорошо, но без лишнего энтузиазма.

Я честна с ней: если мы договорились, что я буду ее ждать, значит, я буду ждать - точно не отлучусь никуда. Без доверия ребенок никогда не пойдет на такую сделку.

А потом мой энтузиазм угас. Дело было в двух моментах:

  • После обеда она уставала, была капризной и идти с ней домой было непростым занятием. Да и забирать ее из детского сада в это время мне стало неудобно по причине изменения режима сна нашего малыша.
  • Спать в садике она еще была не готова - не хотела и никакие доводы ее не переубеждали. Сон - это тот период, когда дети должны чувствовать себя в полной безопасности, а я ей еще нужна рядом для этого ощущения.

Поэтому пока мы приняли решение забрать ее из садика и попробуем еще раз уже позже, когда она будет готова оставаться там на более длительный период в течение дня. Так просто сейчас комфортнее всей нашей семье. Тем не менее, несмотря на то, что в итоге дочка не пошла в сад, я рада, то у нас был подобный опыт, потому что он еще больше сблизил нас с дочкой, да и от садика у нее сейчас только положительные впечатления.