С какими вызовами сталкивается Евроатлантический мир, какие варианты ответа предлагает и чем это «грозит» России в своем докладе пытались рассуждать эксперты Российского совета по международным делам
Запад не понимает глубины перемен
Кажется, что глобализация, проводившаяся в интересах инвестиционных классов западных стран и знаменовавшая «победное шествие» западной экономической модели по миру, сделала Запад жертвой собственного успеха, а если говорить об идеологии – и собственной пропаганды.
Финансовый кризис 2008 года поначалу напугал всех, но впоследствии эффект «заливания» его деньгами в форме «количественного смягчения» прекратил все разговоры о необходимости кардинальной смены курса.
И это несмотря на множащиеся свидетельства долгосрочного характера накопившихся социально-экономических проблем: роста неравенства, стагнации среднего дохода семей и потребительского спроса.
Однако, сегодня на Западе нет политических фигур и калибра Франклина Рузвельта и умов уровня Джона Кейнса. Исключается и такое мощное средство экономического допинга, как мировая война, которая помогла выйти из Великой депрессии как США, так и Европе. Отсутствует и «зеркало» Советского Союза, вызов которого оказывал дисциплинирующее воздействие на поведение западных элит внутри собственных стран и вовне. Все это сформировало инерцию безальтернативной политики.
Лишь кризисные явления политического порядка в форме «подъёма популизма» и общего падения доверия западного электората к истеблишменту привели к осознанию на уровне элит серьезности и глубины кризиса, и национальным попыткам найти собственный выход из него.
США: поиск баланса
Похоже, что перед Америкой, похоже, стоит дилемма: или дать шанс мирной революции Трампа, или отстаивать статус-кво любой ценой. Если судить по предвыборной программе Клинтон и внешнеполитических наработках ее команды, то последний вариант будет чреват гражданским конфликтом в стране и наиболее опасными последствиями для международного мира и безопасности.
Пока трудно судить о качествах администрации Трампа, но можно ориентироваться на высказывания соратников президента, которые полагают, окружение президентом себя военными и банкирами может означать позиционирование для борьбы с республиканским истеблишментом в преддверии промежуточных выборов следующего года.
Об этом же говорит проявленная Трампом готовность договариваться с демократами через голову верхушки Республиканской партии. Как, впрочем, и о том, что правление новой администрации в нынешних беспрецедентных условиях обретает надпартийный характер, что, в т.ч., предполагает прямой контакт президента со своим электоратом, в т.ч., через механизм социальных сетей.
Поскольку внутренняя эволюция Демократической партии идет в направлении Берни Сандерса и его сторонников, то не исключено, что на президентских выборах 2020 г. страна может встать перед выбором между двумя радикализмами – левым и правым. В этом случае, высока вероятность, что основной темой этих выборов станет решение внутренних трансформационных задач, а не внешняя политика, которая отойдет на второй план.
Сдерживание президента истеблишментом, в том числе под предлогом «российского вмешательства», будет только способствовать усилению поляризации в стране. Полем конфронтации будут продолжать оставаться социальные сети, а значит, может по-новому встать вопрос регулирования Интернета, тем более что консерваторы относят Кремниевую долину, как и Голливуд, к левому лагерю.
Трудно сказать, насколько «кусачей» будет внешнеполитическая активность новой администрации. Пока всё ограничивается риторикой, ориентированной прежде всего на поддержание психологического комфорта рядового американца и специализирующейся на международных делах части политэлит.
Неясно также, какие формы примет трансформационная мобилизация в Америке. Ориентиров много, и их разброс велик – от Нового курса до маккартизма. Однако, роль военных может оказаться ключевой. Трамп уже уступил военным в Афганистане, согласившись на наращивание там американского контингента, а министр обороны США Мэттис высказался в Конгрессе в пользу сохранения достигнутой при Обаме ядерной сделки с Ираном.
Хотя военные в последние десятилетия являются наиболее трезвомыслящей частью американского истеблишмента, их реакция на Украину и Сирию далека от взвешенной. Не обошлось без «войны слов», свидетельствующей об остаточной биполярности в современном мире.
Британия: попытка покинуть тонущий корабль
Если за океаном перестала «работать» американская мечта, то в Европе оказался разорванным послевоенный «общественный договор». Наряду с противоречиями по линии север-юг в ЕС проявился антагонизм по линии запад-восток, отражавший в том числе оттаивание замороженного холодной войной исторического бодрствования стран Восточной Европы.
Похоже англосаксы лидируют в плане осознания общественным мнением необходимости перемен. Негласно признаётся, что проблемы развития в сложившихся условиях могут быть решены прежде всего в рамках каждой отдельно взятой страны: отсюда акцент на суверенитет и сильные границы.
Это логично, учитывая, что Великобритания долгое время возглавляла антиевропейскую риторику. Известны, например, выпады англосаксов по адресу европейских стран, где пришло-де время «призвать клоунов» (движение «Пяти звёзд», фигура Сильвио Берлускони и др.).
Германия: отрицание перемен
Сегодня угроза Европе исходит от слишком сильной в экономическом отношении Германии с её агрессивной экспортоориентированной моделью развития. Возможна аналогия с неформальной американской империей. Американцы реализовали План Маршалла и сумели выстроить послевоенный международный порядок. Это позволяло им решать свои проблемы за чужой счёт, как это было с односторонней отменой золотого стандарта в 1971 году. Германии конкурентные преимущества обеспечивает единая европейская валюта.
Тем не менее, как показал греческий кризис, Германия не готова платить за свою империю в форме еврозоны. Да и к новым условиям, требующим от них исторического творчества, немцы не готовы, отрицая само наличие проблемы. Альтернативы статус-кво, для германской элиты, кажется, не существует, любые альтернативные политические решения рассматриваются как демонтаж глобализации и сложившегося «либерального миропорядка».
Россия – Запад: общность задач или стратегия разлада
Мечты о том, что Запад автоматически распространится на весь остальной мир, оказались иллюзией. Расширенческая политика НАТО / ЕС привела к обострению ситуации в сфере евробезопасности. Продолжается украинский кризис, который теперь может быть урегулирован только в контексте решения общих вопросов региональной безопасности на континенте.
В отсутствие действенного коллективного урегулирования в Европе на роль гаранта военной стабильности на континенте мог бы выйти комплекс отношений по линии Вашингтон – Берлин – Москва. Однако, в этом треугольнике слишком много противоречий. Например, «сланцевое наступление» США в Европе и лидерство в создании электромобилей (что угрожает германскому автопрому) усложняет американо-германские отношения. О российско-американских и говорить не приходится.
Между тем, назревшая необходимость в координации позиций всех ведущих держав Евроатлантики обусловлена тем, что сложные проблемы современного мира, связанные с развитием техпрогресса, будут касаться всех в одинаковой степени. Пусть даже каждая из проблем по-разному отражается на каждом из государств.
Так, провал референдума о введении всеобщих гарантированных ежемесячных выплат в Швейцарии показал, что какие-либо шаги к новой социальной системе невозможны в условиях пористых границ. Соответственно, миграционные проблемы будут в фокусе внимания всех развитых стран в контексте решения проблем их собственного развития. В данном случае ответом на поставленный ребром вопрос может стать решение проблем «у источника», а не за счёт миграции в развитые страны. Иначе происходит отток образованной части населения, что, в свою очередь, негативно сказывается на собственном развитии этих стран, и способствует еще большей миграции.
Тем не менее, можно с уверенностью говорить о реальном окончании холодной войны, хотя бы и под аккомпанемент разговоров о новой холодной войне: дважды войти в один и тот же поток нельзя.