Недавно Интернет взорвала лекция психолога Людмилы Петрановской, которая доступно и подробно объяснила, почему все то, чему учат детей современные родители, безнадежно морально устарело. Мы подготовили для вас краткий конспект ее выступления
Что отличает «детей будущего»
Дети будущего – те, кто родился в новом веке, после 2000 года. Их поколение существует в ситуации сверхбыстрых изменений, многозадачности, непредсказуемости. У взрослых все это вызывает ужас и неврозы, которые трансформируются в стремление тотально контролировать детей и навязывать им ценности предыдущих поколений. Петрановская предлагает родителям взглянуть на эту ситуацию со стороны
Школа и родители уже не в состоянии поставлять ребенку актуальную информацию
Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про то, что время – идет, а жизнь – меняется
Родители растят ребенка в сегодняшнем дне, не задумываясь о том, что когда он вырастет, этот день будет уже вчерашним. А школа и вовсе готовит их к позавчерашнему дню – 95% того, что там преподают, нерелевантно даже сейчас, не говоря уже о будущем.
Поэтому дети будущего будут самостоятельно доверстывать свое образование, выбирая из кучи возможностей
Они будут учиться не раз и на всю жизнь, а в течение всей жизни учиться и переучиваться много раз
Уже сейчас в Европе, например, принято после школы потратить год на поиски себя, присмотреться к разным профессиям, поездить по миру, позаниматься неквалифицированным трудом. В России пока еще другое клише: не поступил в институт сразу после школы – катастрофа. Впереди у детей будущего долгая жизнь, они могут сменить профессию несколько раз и выучить с нуля новые дисциплины
Они во многом разбираются лучше, чем взрослые
Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает наш ребенок
В истории человечества еще не было такого, чтобы дети разбирались в чем-то лучше, чем взрослые. Но сейчас это норма.
Те навыки, которые по инерции пытаются привить детям родители, больше не потребуются
Когда у вас слишком крутая лестница, вы инстинктивно хватаетесь за перила. Когда происходит слишком быстрый темп изменений, люди инстинктивно хватаются за ностальгию и думают: «Вот как хорошо было раньше»
Например, знание английского языка: от продвинутого приложения для синхронного перевода нас отделяет максимум 5 лет. Да, оно не позволит наслаждаться чтением Шекспира в оригинале, но для повседневной коммуникации этого будет вполне достаточно. А те навыки, которые сейчас – обыденность, например, вождение автомобиля, в будущем вообще станут экзотическими хобби.
Чему уже не актуально учить детей
Людмила Петрановская составила список страхов старшего поколения, чтобы наглядно проиллюстрировать разрыв между детьми будущего и их родителями. Вот ее топ-6 идей, которые безнадежно устарели:
1. Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию
По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий, а некоторые серьезно видоизменятся. То есть, родителям детей, которые только-только пошли в школу, надо серьезно задуматься, стоит ли выбирать профессию ребенку сильно заранее. А что будет через 20 лет, когда эти дети точно вырастут – представить пока можно с трудом.
2. Нужно копить деньги
В современном мире просто “копить деньги” уже невозможно. Разве что на очень короткую перспективу. Для того, чтобы знать куда их вкладывать, нужно обладать специальными знаниями. Приучать детей к бережливости тоже уже не релевантно – часто проще поменять какую-то вещь, чем трястись над тем, чтобы ее не порвать и не испачкать. Петрановская советует: сравните стоимость новой вещи для ребенка и стоимость вашего рабочего часа – скорее всего, последняя будет выше.
3. Нужно копить знания и во всем разбираться
Объем информации вокруг такой, что запоминать все невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Широкая образованность и эрудиция давали конкурентное преимущество 50 лет назад, а сейчас самый нужный навык – эффективно ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, структурировать и отличать достоверную информацию от фейка.
4. Нужно все делать хорошо, качественно
“Если в современном мире делать все хорошо, вы долго не протяните. Задача в современном мире, наоборот, прямо противоположная – уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп. Вот этому как раз школа учит хорошо”
5. Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха
Истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки – все хорошее дается тяжким трудом, уже не работает. В современном мире усердность и усидчивость вовсе не обязательно приведут к успеху, и примеров миллион даже среди технологических стартапов. Теперь люди много работают, потому что это их стиль жизни, а не ради достижения блага.
6. Нужно идти вверх по карьерной лестнице
Снова силу горизонтальная карьера – как в Средневековье. Больше не обязательно карабкаться вверх по карьерной лестнице в корпорации с иерархической структурой. Можно обладать уникальным навыком, не похожим ни на какой другой, и быть востребованным специалистом, много зарабатывать. Вот как это описывает Петрановская:
В Средневековье ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетешь коврики, про тебя идет слава, что так, как ты, не делает никто. И ты не становишься начальником всех горшечников, ты просто делаешь самые крутые горшки, и к тебе приезжают со всех окрестных городов, твои горшки растут в цене, и ты максимум берешь людей в подмастерье, они делают что-то похожее, но все равно не такое же, как ты. Вот это горизонтальная карьера
Четыре качества, которые определяют жизнь людей будущего
Специалисты в области психологии и социальных наук выделяют четыре компетенции, которые будут максимально востребованы в мире будущего. Это так называемые “Четыре К”: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Культивировать их в себе может каждый. В Высшей школе экономики даже есть специальный курс, направленный на развитие именно этих навыков
Коммуникация
Людмила Петрановская отмечает, что дети очень изобретательны и найдут как поучиться в любой, даже абсолютно не подходящей для обучения атмосфере. Поэтому они так любят болтать на уроках. Не бойтесь быть как дети – избавляйтесь от страха заговорить с незнакомым человеком, от боязни выступать на публике, от комплексов, связанных с самопрезентацией. Тогда вы будете постоянно учиться чему-то новому.
Кооперация
Кооперация – это способность действовать сообща с другими людьми, работать в команде. В бизнесе это максимально эффективная модель организации, где задачи в одной группе распределяются исходя из компетенций и особенностей каждого. Каждый носит вклад в общее дело и на выходе решается общая задача, получается продукт. К сожалению, российская школа такому не учит, и даже наоборот, препятствует кооперации: вспомните, как учителя избегали групповой ответственности. Поэтому если в вас с детства сильна установка, что правильно и хорошо все делать самому, избегать делегирования и совместных действий с другими людьми – немедленно избавляйтесь от нее, и продуктивность вашей жизни заметно увеличится.
Креативность
Современный мир ставит нетривиальные задачи – чтобы их решать, нужно уметь мыслить творчески и гибко.
На самом поощряется имитация креативности, в узких рамках, «тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать». Реальная креативность – это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал» (Людмила Петрановская)
Сейчас существуют разнообразные методики и тренинги для активизации креативности – для работы и просто для жизни. А еще имеет смысл обратить внимание на книги.
Критическое мышление
Если не научиться фильтровать информацию в современном мире, то можно в буквальном смысле сойти с ума. Без навыка критического мышления невозможно отличить достоверную информацию от недостоверной, привести убедительные аргументы, чтобы отстоять свою позицию и совершать осмысленные действия. Во многих западных университетах “критическое мышление” преподается как отдельная дисциплина – на занятиях студенты читают тексты, учатся задавать правильные вопросы, находить у автора нестыковки и слабые места и формулировать свою позицию. Если вы хотите подробнее узнать о критическом мышлении и о том, как его развить, начните с чтения одного из главных пособий по этой теме – “Искусство задавать правильные вопросы”.
Иллюстрация: Тройной портрет Филиппо Эмануэле, Эмануэле Филиберто и Витторио Амедео, 1589. Приписывается Яну Креаку (Джованни Каракка)