Найти тему

Три сценария будущего для Азии

Оглавление

Материал на сайте

В рамках подготовки материалов для международного дискуссионного клуба «Валдай» был подготовлен доклад «Сценарии для Азии и России в Азии до 2037 года», описывающий факторы, определяющие сценарии развития региона

Факторы неопределенности

Изменение ядерного баланса сил

Наличие у КНДР эффективных средств нанесения удара по континентальным США либо будет означать потребность в постоянном развертывании в западной части Тихого океана дополнительных сил США с тактическим ядерным оружием, либо спровоцирует Японию и Южную Корею на создание собственных ядерных сил.

Параллельно с северокорейским кризисом растет количество китайских ядерных боеголовок, способных достигнуть континентальных США. Это дополнительный фактор, ведущий к переоценке существующих американских гарантий безопасности региональным союзникам и, как следствие, к изменению поведения большинства стран региона.

-2

Регионализация торговли

Торговые отношения активно развиваются внутри региона, тогда как макрорегиональные все чаще пробуксовывают. С 2013 г. доля внутрирегиональной торговли в АТР возросла до рекордного значения в 47% на фоне низких темпов экономического роста в Европе и замедления евроазиатской торговли. «Азия для мира» становится «Азией для Азии».

Заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, постепенном снижении торгово-инвестиционных барьеров и интенсификации торгово-экономического сотрудничества между региональными участниками создают предпосылки к усилению региональных торговых соглашений (в частности, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, ВРЭП), стимулирующих регионализацию торговли. Вместе с тем, будущее межрегиональных соглашений все туманнее., о чем говорит выход США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП).

Объединения и блоки с участием стран Азии
Объединения и блоки с участием стран Азии

Поворот Китая в западном направлении

Потребности в основных ресурсах требуют присутствия Китая в ресурсных отраслях экономики сразу по всему миру от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии. Китайские потребности в импорте сырья, материалов и полуфабрикатов будут превышать американские настолько, насколько китайское население больше американского (примерно вчетверо).

Фокус на континентальном направлении экспансии нерационален: Китаю придется столкнуться с сопротивлением таких крупных держав, как Россия и Индия. Ресурсы Центральной Азии для Китая недостаточны, региональный рынок – ничтожен, а необходимые для прочного доминирования ресурсы – наоборот, огромны.

Поэтому главная битва Китая – борьба за господство на Тихом океане и на ключевых коммуникациях, соединяющих страну с основными рынками. Китай видит себя в дальнейшем, прежде всего, великой морской державой с экономическими интересами по всему миру. О важности создания могучего флота упоминали все высшие руководители Китая, начиная с Цзян Цзэминя.

Взаимозависимость и устойчивое сотрудничество с местными игроками (главным образом – с Россией) сильно облегчают Пекину решение стоящих перед ним грандиозных задач. Китай получает источники поставок ресурсов и транспортные коридоры, полностью защищённые от военного давления или экономических санкций со стороны США. Это позволяет Китаю экономить на безопасности. Так, волны сокращений Народно-освободительной армии Китая (НОАК) происходили почти исключительно за счёт сухопутных войск.

Политика Китая по «продвижению на Запад», таким образом, является необходимой частью обращенной к океану глобальной стратегии Пекина. Конкретные масштабы инвестиций в нее на горизонте двадцати лет, однако, пока сложно прогнозируемы.

-4

Новые технологии

Усиливающаяся конкуренция между государствами региона за новые рынки обуславливают интерес стран АТР к увеличению инвестиций в критические технологии и постепенному переходу к цифровой экономике, в основе которой – внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий.

Среди ключевых тенденций развития АТР в рамках новой технологической парадигмы можно выделить следующие.

Бум электронной коммерции

-5

Только за последние 3 года рынок электронной коммерции АТР вырос с $642 млрд до $1 трлн. Появляется всё больше онлайн-платформ, структура торговли становится более диверсифицированной, что отражает растущий спрос со стороны азиатских потребителей и логически вписывается в модель «Азия для Азии».

Внедрение технологии блокчейн и распространение криптовалют

Использование технологии блокчейн способствует повышению эффективности операционных процессов государственных регуляторов и банковских учреждений азиатских стран. Продвижение криптоиндустрии в Азии – яркий тренд последних лет. Именно страны АТР являются основными игроками на рынке мировых криптовалют.

Основной проблемой данной технологии является отсутствие правового статуса и механизмов контроля за эмиссией и оборотом криптовалюты. На данный момент единственной азиатской страной, в которой криптовалюты – биткоин и эфириум – носят юридический статус является Япония.

Рост числа киберугроз

Технологическая модернизация Азии привела к росту нетрадиционных угроз безопасности в виде кибератак, которые по характеру применения можно разделить на 3 блока: традиционные киберугрозы (информационный шпионаж), таргетированные атаки на организации и кибероружие (кибер саботаж). По степени восприимчивости к киберугрозам ряд азиатских государств значительно превосходит остальные страны мира.

Антропологические факторы

В странах Азии видна тенденция к росту национализма, связанная с развитием самосознания народов, а также их экономическими успехами. Одновременно отчетливо наблюдается тенденция к росту религиозного самосознания, прежде всего среди мусульман. Проблема исламского радикализма обостряется в связи с распространением влияния террористической группировки ИГИЛ. В Индонезии, Малайзии и на Филиппинах появляются радикальные исламистские группировки -последователи ИГИЛ.

Однако большую обеспокоенность вызывают менее известные своей агрессией в АТР, но не менее радикально настроенные представители буддизма и христианства. Буддийский радикализм находит свое проявление в основном на территории Мьянмы и Шри-Ланки. Радикальные христиане ведут борьбу преимущественно в северо-восточных горных районах Индии.

АТЭС – клуб, который объединяет ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Использует ли Россия этот инструмент на все 100%?
АТЭС – клуб, который объединяет ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Использует ли Россия этот инструмент на все 100%?

Сценарии для региона

Под воздействием вышеперечисленных факторов актуальность приобретают три основных сценария возможного развития событий в регионе.

Сценарий 1. (The Warring Kingdoms)

Первый – «Воюющие королевства» (The Warring Kingdoms) предполагает сползание к многостороннему ядерному сдерживанию с расширяющимся числом участников. Такая траектория развития негативно повлияет на способность стран к активизации экономического обмена, открытости и скорректирует влияние новых технологий на развитие рынков.

Развитие корейского кризиса приводит к политической конфронтации Китая и США. Наращивание ядерного потенциала КНР до уровня, сравнимого с американским, и расширение ядерных возможностей КНДР приведет к ревизии курса США. Вашингтон будет настаивать на размещении своих ядерных вооружений на территории Южной Кореи и Японии. Возможно, эти страны решат создать собственное ядерное оружие. Произойдет милитаризация Тайваня и ряда стран АСЕАН, вовлеченных в споры с КНР в Южно-Китайском море, а также эскалация военных расходов Индии.

На фоне резкого обострения внешнеполитических противоречий принципиальный характер приобретает проблема кибербезопасности. Банки, предприятия, а также правительственные учреждения ряда стран региона в еще большей степени станут объектами нападения со стороны хакеров. Использование информационных технологий и сетей в военных целях создает новый очаг международной напряженности, прежде всего по линии США–Китай, США–Россия.

Китай будет стремиться диверсифицировать транспортные коридоры, некоторые из которых будут строиться с согласия России и через ее территорию, а другие будут ее обходить. Цель – как можно прочнее экономически привязать к себе Россию и страны Центральной Азии, чтобы гарантировать их полную лояльность при любом кризисе.

В таких условиях процессы либерализации азиатской торговли существенно замедлятся, резко возрастает роль нетарифных барьеров и протекционистских мер регулирования. Китай будет стремиться диверсифицировать транспортные коридоры, некоторые из которых будут строиться с согласия России и через ее территорию, а другие будут ее обходить. Цель – как можно прочнее экономически привязать к себе Россию и страны Центральной Азии, чтобы гарантировать их полную лояльность при любом кризисе.

Внутриполитическая динамика стран АТР продолжит развиваться в сторону усугубления национализма. Это, в свою очередь, блокирует преобразования, связанные с развитием демократических институтов. Критический характер приобретут проблемы религиозного радикализма.

Насколько велика вероятность ядерного конфликта сегодня и есть ли повод опасаться его в будущем
Насколько велика вероятность ядерного конфликта сегодня и есть ли повод опасаться его в будущем

Сценарий 2. Bonanza!

Второй сценарий, исследователи называют его «Bonanza!» – означает углубление экономической открытости и процветание под влиянием локальной глобализации и сглаживания политических противоречий.

В рамках этого сценария вероятно достижение компромисса, позволяющего предотвратить обострение корейской ядерной проблемы и наметить пути ее разрешения в удовлетворительном для всех региональных игроков направлении. Результатом станет постепенное снижение значимости американских гарантий в сфере безопасности и, как следствие, политического влияния Соединённых Штатов в регионе в целом.

В условиях сокращения рисков безопасности и постепенного роста китайского влияния в странах Юго-Восточной и Южной Азии Китай станет более избирательно подходить к проектам в Евразийском регионе, тратить меньше ресурсов на мегапроекты, основанные на стратегических соображениях. Это создаст дополнительные предпосылки для дальнейшей либерализации азиатской торговли, а также интенсификации процессов регионализации торговли на фоне ускорения переговорного процесса и подписания соглашения по ВРЭП. В таких условиях переговорный процесс по соглашению о ТТП совершенно потеряет силу, и в АТР установится китаецентричная модель торгово-экономического взаимодействия.

На фоне технологического перехода Китая продолжит возрастать включенность стран АСЕАН в региональные цепочки добавленной стоимости. Торгово-экономические соглашения между странами перейдут на качественно новый уровень, охватывая вопросы электронной торговли, регулирования обмена услугами, инвестициями и технологиями.

Начнут создаваться «цифровые сообщества», формирующиеся вокруг Китая, Индии, Японии, Южной Кореи и Сингапура. Произойдет более активное использование новых финансовых и цифровых технологий, в частности биткоина, в международной торговле. Всё это вкупе с увеличением объемов электронной коммерции и повсеместного внедрения технологии блокчейна приведет к росту внутриазиатской торговли, активизации интеграционных процессов на пространстве АТР. Азиатским странам удастся проводить скоординированную политику в сфере кибербезопасности, принимать эффективные меры для укрепления универсальных и региональных институтов безопасности.

Это, в частности, будет способствовать постепенному ослаблению проблем религиозного радикализма и распространению общих демократических институтов на фоне укрепления экономического сотрудничества между государствами и, соответственно, повышения уровня жизни граждан, процессов урбанизации и роста среднего класса.

Этот гипотетический сценарий ставит перед Россией серьезные задачи и потребует активизации ее политики по вовлечению в региональную систему многостороннего сотрудничества. Одновременно Москве понадобится более инициативная политика по продвижению своих экономических субъектов на азиатские рынки, причем делать это придётся во всё более сложной институциональной и регулятивной среде. Традиционные «ценности» российского участия в делах региона – военная сила и энергетика – будут терять в стоимости. В целом процветающая Азия – это для России и вызов, и уникальная возможность для собственного развития.

-8

Западное направление всегда считалось для России приоритетным, однако сегодня наша страна все чаще обращается на Восток

Сценарий 3. La Belle Époque

И, наконец, третий сценарий – «Прекрасная эпоха» (La Belle Époque) означает сохранение главной характеристики международной жизни региона: способности сочетать непростые политические отношения с относительной экономической открытостью и взаимовыгодным торговым и инвестиционным обменом.

При данном сценарии сторонам не удастся разрешить военно-политические противоречия, но они не допустят обострения ситуации до критического уровня. КНДР, сломленная санкциями, не откажется от ядерного оружия, но будет готова не предпринимать новых конфронтационных шагов в обмен на смягчение китайской позиции по санкциям. На Тайване и в Южно- Китайском море сохранится статус-кво. В руководстве США будет преобладать точка зрения о необходимости «мягкого сдерживания» Китая из-за огромной экономической цены политической, тем более военной конфронтации.

Сохранение низкого уровня политических отношений среди азиатских стран не станет серьёзным препятствием на пути интеграции в глобальные производственно-сбытовые и технологические цепочки. В ряде азиатских стран появится нормативно-правовая база, регулирующая финансовые операции с криптовалютами. В таких условиях интеграционные процессы в Азии будут протекать в духе «нового регионализма» – существующие политические противоречия не окажут блокирующего воздействия на торгово-экономическое сотрудничество между странами региона.

Центральная Азия и Россия останутся для Китая лишь одними из нескольких главных направлений китайской экономической экспансии. Реализация стратегически важных инфраструктурных проектов продолжится постепенно, с экономией средств. Китай постарается в целом избегать крупных трений с Россией в регионе, при этом постепенно повышая свою роль не только в региональной экономике, но и в безопасности. Несмотря на остающуюся напряжённость между великими державами, это не приведёт к резкой гонке технологических вооружений и подрыву сложившейся архитектуры безопасности.

Радикальные религиозные настроения усилятся в связи с тем, что, во-первых, у религиозных радикалов будут средства на финансирование экстремистской деятельности в связи с улучшением экономического положения региона, во- вторых, так как экономическое сотрудничество стран не будет поддерживаться взаимодействием в области безопасности.

Данный сценарий означает возможность продолжения парадигмы, когда ни одна из стран региона не настроена к России враждебно. Однако в более долгосрочной перспективе стагнация будет ограничивать возможности вовлечения России в региональные дела на экономическом и политическом уровнях.

-9

Китай всегда считался «мировой фабрикой», однако в скором времени может статьглавным потребителем товаров и услуг со всего мира

Значение сценариев для России

Для России и ее участия в азиатских делах каждый из этих сценариев содержит и возможности, и угрозы. Возможности связаны реализацией традиционных конкурентных преимуществ в экономике: обилия природных и энергетических ресурсов, военным могуществом, а также с развитием новых отраслей и видов взаимодействия на региональных рынках. Угрозы – с общими вызовами безопасности, возникающими при большей вероятности определенных сценариев, или риском остаться в стороне от важнейших процессов международного сотрудничества.

Последнее, в свою очередь, требует активизации усилий по преодолению отставания России от других игроков на региональных рынках товаров и инвестиций, активной политики по снятию барьеров для экспорта нетрадиционных российских товаров и российских инвестиций в производство стран Азии.