В ноябре российская полиция отмечала профессиональный праздник. Сегодня он официально называется Днем сотрудника органов внутренних дел и именно смена его названия – повод вспомнить, что уже шесть лет назад российские блюстители порядка прошли через реформу.
Как изменилась за этот период российская полиция – достигла ли проведенная реформа целей, стали ли мы больше доверять «людям в форме» и увереннее смотреть в будущее под их защитой? Найти ответы на эти вопросы мы постарались, опираясь на опросы, проведенные ведущими отечественными социологическими службами в преддверии профессионального праздника и сравнив их результаты с аналогичными исследованиями минувших лет.
Стабильная удовлетворенность
Социологи «Левада-центра» зафиксировали, что люди стали в целом реже обращаться в полицию, а среди тех, кто обратился, выросла доля тех, чье обращение было проигнорировано – таковых в этом году почти четверть.
Но есть и позитивные тенденции – доля тех, чья проблема была замечена и решена официальным путем, также увеличилась – с 7 до 12 процентов. И одновременно сократилось количество обращений, решение по которым было достигнуто неформальным путем, в соответствии с поговоркой «Не подмажешь – не поедешь». Как и количество тех, кто столкнулся при обращении в полицию с безразличием и формализмом, грубостью и хамством.
Результат этих противоречивых тенденций, тем не менее, был позитивным. Согласно опросу, в 2017 году положительно оценили деятельность местных правоохранителей 46% опрошенных, а негативно – 34%. Еще семь лет назад это соотношение было противоположным – 32 и 51%.
Рост доверия
Опрошенные экспертами ВЦИОМ россияне отметили, что, наоборот, стали чаще обращаться в полицию и больше доверять ей за последние семь лет. Причем доверие к правоохранительным органам значительно выросло за последний год.
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов, комментируя итоги исследования, отметил, что 2017 год в целом стал знаковым в изменении общественного мнения по отношению к деятельности МВД. «Резкий двадцатипроцентный рост доверия в 17-м году на фоне постепенного улучшения имиджа в последние годы говорит о том, что произошли качественные изменения в деятельности полиции, и граждане это заметили».
Подразделение подразделению рознь
Другой вопрос, с которым обратились к россиянам социологи – кому именно в полиции склонны все больше доверять россияне. Это ведомство отнюдь не однородно – гражданам приходится сталкиваться с различными его подразделениями: от ГИБДД на дорогах и патрульно-постовой службой на улицах, до следователей из Следственного комитета.
ВЦИОМ, в частности, выявил, что представление о работе органов внутренних дел во многом складывается на основе опыта общения с сотрудниками ГИБДД (за последний год подобного рода опыт был у 33% граждан) и участковыми инспекторами (22%). Интересно, что именно ГИБДД население, по каким-то причинам, доверяет меньше всего.
В то же время, наиболее высокие показатели доверия зафиксированы у сотрудников дежурных частей, участковых инспекторов, инспекторов по делам несовершеннолетних, полиции на транспорте и сотрудников патрульно-постовой службы.
Лицом к лицу
Важную роль в цепочке общения с полицией играют специалисты «на земле» – участковые инспекторы, внимание к работе которых было объявлено одним из приоритетов реформы полиции.
И это не случайно, ведь как отмечают социологи, у людей лично знающих своего участкового показатели доверия и оценок деятельности полиции выше, чем у остальных.
Согласно данным последнего опроса ВЦИОМ, сегодня 22% наших сограждан знакомы с участковым инспектором лично, и еще 27% знают, кто занимает эту должность. Всего за год сумма этих ответов выросла с 36 до 49%.
Итоги опроса ВЦИОМ говорят также о том, что в общественном сознании сложился более чем положительный образ полицейского: ему в первую очередь приписываются такие качества, как опрятность (77% россиян считают, что это качество присуще ему в большей степени, чем неряшливость), вежливость (66%), дружелюбие (66%), порядочность (65%), храбрость (65%), компетентность (64%), готовность оказать помощь (64%). В сравнении с 2012 г. оценки серьезно улучшились.
«Полиция стала ближе к народу»
Комментируя итоги опроса ВЦИОМ Константин Абрамов отметил, что полиция стала ближе к народу. «Взаимодействовать и помогать полиции в разных обстоятельствах выражают готовность от 59 до 90% наших граждан. Это происходит на фоне фиксации в последние годы роста положительных оценок деятельности министра внутренних дел Владимира Колокольцева – он стал входить в пятерку наиболее одобряемых министров правительства. Но необходимо продолжать совершенствовать работу таких подразделений полиции как ГИБДД (уровень недоверия самый высокий среди структур МВД), управления по контролю за оборотом наркотиков и миграции».
Вместе с тем, важно не забывать, что послужило толчком к проведению в 2011 году реформы правоохранительных органов. В т.ч., это были свидетельства исключительной жестокости, применяемой к задержанным в ряде местных отделений милиции.
Конечно, правоохранительные органы – это отражение общества, в котором они функционируют, но вместе с тем, именно полиция является образцом и эталоном поведенческих моделей, которые транслирует на опекаемое ею общество.
Поэтому реформа была важным, но только одним из шагов к созданию сильной, справедливой и гуманной службы, стоящей на страже интересов общества будущего.