Найти тему
My parentway

Как научить чему-то ребенка: мои основные принципы

Часто учите чему-то детей? Я постоянно. Я сейчас скорее не про таблицу умножения, а больше про какие-то хорошие и полезные привычки: убирать за собой игрушки, складывать одежду, говорить "спасибо", выйдя из-за стола, не говорить с набитым ртом и т.п. Или чего-то посложнее и основательнее, например, контролировать эмоции и договариваться.

Ох, как же это нелегко, согласитесь! Ведь порой учишь-учишь, а толку ноль или эффект совсем кратковременный, а я свою энергию и время тратить впустую ой как не люблю. Поэтому я выработала для себя основные постулаты, которые помогают мне в этом нелегком процессе:

Быть примером. Жаль, что только этого недостаточно. Но это основа всего. Если я сама не буду, например, соблюдать порядок, как я могу этого требовать от детей?

Спокойствие. И мое, и ребенка - это тоже обязательное условие. Когда кто-то встревожен, устал, разозлен учить чему-то бесполезно: никто никого не услышит, а в итоге только накапливается раздражение.

Найти нужный момент для обучения/разговора. Это моя задача. В зависимости от ситуации подходящий момент можно поймать (например, когда ребенок меня сам что-то спрашивает или хочет помочь) или создать (выделить время для определенных занятий и разговоров).

Замотивировать. Объяснить, почему важно то, чему мы учимся.

Дать время. Любое обучение - не мгновенный процесс, на него надо заложить время. При этом очень важно учитывать возраст ребенка, его возможности и особенности.

Сделать обучение интересным (для процессов). Известно, что малыши обучаются лучше всего в игровой форме. Например, чистить зубки или убирать игрушки в контейнеры. А более старшим детям можно для напоминания рисовать картинки или писать списки дел (для тех, кто умеет читать).

Начинать вместе, постепенно перекладывая на ребенка ответственность за весь процесс (для более старших детей). Разделить процесс на этапы. Подробно проинструктировать. Дать возможность ребенку проявить инициативу и смекалку. В итоге осуществлять контроль за результатами выполненной работы, а не контроль за работой. Все моменты заранее обсудить и заключить договоренность.

Доверие (для более старших детей). Для маленьких детей родители и так являются безусловным авторитетом (этим главное не злоупотреблять), а вот подросшие дети уже не все примут за чистую монету. В семье очень важно поддерживать доверительные отношения. Если ребенок будет чувствовать, что общение с ним родителю нужно только для того, чтобы донести до него какую-то информацию и чему-то научить, то это вызовет лишь протест. Ребенку важно чувствовать, что его любят и он ценен сам по себе без условностей, поэтому важно в первую очередь наладить контакт, научиться слушать запросы и желания ребенка, учитывать его интересы и мнения.

В моей родительской власти есть 2 возможности:

1) дать совет;

2) способствовать таким отношениям, чтобы этот совет был услышан ребенком (и в первую очередь, чтобы ребенок обратился за советом именно ко мне).

Никаких гарантий нет, что ребенок ему последует, я могу лишь сделать все возможное, чтобы меня услышали.

Не использовать запрещенные приемы (шантаж, крик, угрозы и т.п.).

Иногда эффективнее не давать готовый ответ. Очень часто решение, к которому пришел ребенок сам, он усвоит гораздо лучше, чем то, что было произнесено родителем. Моя задача - задавать вопросы и постараться подвести к верному решению.

Дать возможность ошибиться. Если у ребенка что-то не получается с первого (или с 10-го) раза, надо его подбодрить, а не ругать. На ошибках часто вообще усваиваешь урок гораздо эффективнее.

Вот такой получился список. Быть родителем задача не из легких, но дети сами по себе великолепный стимул. В любом случае, выбора у меня нет: роль учителя - это неотъемлемая часть роли родителя. Дети будут извлекать уроки либо благодаря мне, либо вопреки. Поэтому я стараюсь подходить к этой роли ответственно, чтобы все же благодаря и не зря.