Оригинал текста писался для telegram-канала Writer's Block. Тексты для него выкладываются на сайте.
Как я неоднократно, я надеюсь, отмечал в своих текстах, для меня во многих жанрах и форматах сценарий важнее режиссуры. Сценаристы часто остаются в тени, и вспоминают про них обычно только тогда, когда они с максимальным грохотом сядут в лужу (Дэвид Гойер, Дэймон Линделоф, Скип Вудс и Скотт Бак, уверен, до сих пор страдают жесточайшими приступами икоты). В остальных же случаях слава обычно уходит режиссёру. И его вклад в успех фильма, безусловно, важен, но сегодня я хотел бы поговорить о работах того, кого считаю одним из лучших сценаристов современности. И как вы могли догадаться из названия текста — это Макс Лэндис.
Впервые с его творчеством я ознакомился в фильме «Хроника». Недорогой в производстве фильм за счёт хорошей режиссуры и отличного сценария запустил или вдохнул новую жизнь сразу в несколько карьер — режиссёра Джоша Транка (ненадолго), актёра Дэйна Дехаана (успешно), и, самое важное — сценариста Макса Лэндиса. Фильм рассматривает с интересной точки зрения жанр супергероики, интерес к которой проходит через всё творчество Макса, и рассказывает о том, как бы вели себя обычные подростки, получив сверхспособности. В этом он немного похож на сериал Misfits, но с гораздо более симпатичными героями.
Позже, благодаря отличному сайту КГ-Портал.ру (не реклама) я узнал о том, что у Макса есть канал на Youtube, а на нём куча всего интересного — например, его питчи разных фильмов, советы начинающим писателям, и так далее. Отдельно хотелось бы отметить короткометражку Wrestling Isn’t Wrestling, в которой анализируется суть реслинга на телевидении, и он раскрывается для незнакомых с темой с удивительной стороны. Выкуси, сериал GLOW! (Который я не смотрел, это просто шутка, не надо кидаться в меня заранее положенными под ринг стульями.)
Из его творчества на Youtube для фанатов комиксов и просто интересующихся темой наибольший интерес представляет видео The Death and Return of Superman. Если вам интересно, почему в комиксах смерть считается чем-то несерьёзным, и кто виноват в таком серьёзном снижении ставок в любых крупных событиях в комиксах так называемой Большой Двойки — вам сюда. Но также это просто забавный ролик, пересказывающий события комикса, с внезапными камео друзей Лэндиса, как минимум некоторых из которых вы точно узнаете. DC даже в какой-то момент пришла в голову хорошая идея — нанять Лэндиса для того, чтобы он правильно рассказал эту историю в рамках ещё зарождавшейся на тот момент киновселенной, но по неизвестным мне причинам этот проект так и не увидел свет. Ну, хорошо, что все довольны версией Снайдера/Гойера!
Затем Макс написал несколько сценариев к фильмам. Насколько я понимаю, он не очень активно участвовал в производстве, но это не помешало ему на премьере American Ultra поздравить зрителей с тем, что они сейчас будут смотреть единственный на то время фильм в кинотеатрах, не являющийся экранизацией или сиквелом. American Ultra показал мне, что Кристен Стюарт плохо играет только в «Сумерках», Джесси Айзенберг также хорошо вжился в образ укурка Джейсона Борна. Почти все экшен сцены показали в трейлерах, но это не помешало мне насладиться фильмом. Потом вышел фильм Mr. Right, который, кажется, мало кому кроме меня понравился, но я оценил диалоги, отличных актёров, включая Тима Рота, и неожиданно изобретательный экшен. Позже в этом же 2015 году вышел Victor Frankenstein, пропитанный любовью Лэндиса и режиссёра Шерлока Пола Макгигана к классическим хоррорам Universal.Отличное взаимодействие героев Дэниела Рэдклиффа и Джеймса Макэвоя, в целом стандартный сюжет, намёк на сиквел — мне всё это тоже очень понравилось.
Что же объединяет эти три фильма? Фантастически низкие сборы в прокате. Я не знаю, как так вышло, но ни один из этих фильмов даже не вышел в ноль в прокате. Поэтому Макс на какое-то время отстранился от кино и пошёл делать сериал. И сделал лучший сериал прошлого года, «Холистическое детективное агенство Дирка Джентли», основанный на книгах Дугласа Адамса, но значительно расширяющий их вселенную. Этот сериал достоин отдельного текста, который я напишу, когда закончится 2 сезон, но пока просто знайте, что это отличный фантастический сериал. BBC America, только попробуйте не продлить его на 3 сезон!
Как я уже говорил, Макс очень любит комиксы, и даже написал несколько. Лимитированная серия Superman: American Alienизменила моё отношение к Супермену в целом, показав, что ему можно сопереживать. А также в этой лимитке есть шикарный Лекс Лютор, отличные художники, и интересный Брюс Уэйн. Я бы хотел почитать продолжение этой серии, но, видимо, не судьба. Также Лэндис написал для Image серию Green Valley из 9 выпусков, которую я планировал прочитать и написать о ней подробнее в этом тексте, но не вышло.
Что касается будущих проектов, то сейчас известно о трёх. Во-первых, это выходящий совсем скоро на Netflix фильм Bright — городское фэнтези про двух полицейских, один из которых орк. Режиссирует это дело Дэвид Эйр, а когда он не пишет сценарий сам и концентрируется на съёмках, обычно получается хорошо. Другой проект — фильм Deeper, про который пока мало что известно. А также Макс пишет сценарий и будет снимать ремейк знаменитого фильма своего отца Джона Лэндиса — «Американский оборотень в Лондоне». Оригинал я не смотрел, но собираюсь это сделать в скором будущем.
Общие черты сценариев Лэндиса - это персонажи, которым легко сопереживать, живые диалоги, взгляд слегка со стороны на интересные ему вещи, а также как в "Дирке Джентли" - способ изящно связать воедино казалось бы абсолютно несвязываемые события. Если вам нравится такое - можете ознакомиться хотя бы с некоторыми описанными выше фильмами/комиксами.