В преддверии выхода "Finding Paradise", я решил опубликовать свой старый обзор предыдущей работы Кена Гао. Приятного прочтения!
«Звезды — это миллиарды маяков, стоящих на другом конце неба»
Границы понятия «искусство» очень размыты – кто-то принимает только академические идеалы красоты, чьи-то взгляды простираются дальше и они находят прекрасное в весьма странных порой вещах. Споры о том, считать ли видеоигровую индустрию новой вехой развития искусства как такового не утихают по сей день, хоть эта тема и стала уже столь избитой, что многие при малейшем упоминании о ней закатывают глаза и уходят подальше, бормоча под нос что-то неразборчивое.
Но зачем нужно искусство, как продукт творчества в целом? Разве не для того, чтобы вызывать в нас какой-то эмоциональный отклик? Заставлять задуматься над вещами, поразмыслить над которыми в повседневной жизни получается далеко не всегда?
Так вот, со всей ответственностью заявляю, что проект, о котором сегодня пойдет речь, справляется с данной задачей на все сто процентов.
В то время, когда крупные кампании в погоне за прибылью делают пусть и высокобюджетные, но все-таки весьма шаблонные проекты, которые тонут в бесконечном потоке сиквелов, триквелов и прочих дополнений, маленькие, независимые студии пытаются робко вставить свое слово. Разумеется, не будем лукавить, нынешнее заселье различного бородатого инди в Steam тоже не слишком радует, но даже там можно найти свои жемчужины.
Именно такой жемчужиной и стала To the Moon – игра канадской независимой студии Freebird games, выпущенная в 2011 году. Местная история весьма проста и незамысловата, но в этой простате и кроется, если можно так сказать, душа игры.
Итак, в мире есть так называемое «Агентство генерации жизни «Зигмунд»», и занимается оно тем, что помогает умирающим людям уйти из жизни счастливыми. Каким образом? Для этого существует специальная машина, позволяющая проникать в память человека и менять воспоминания таким образом, чтобы исполнить желание клиента. Хотите умереть миллиардером? - Пожалуйста – наши агенты сделают так, что в молодости вы купите очень удачный лотерейный билет и в итоге сколотите целое состояние! Или, быть может, ваши цели менее корыстны и вам хочется вернуть близкого человека, которого жизнь отняла у вас? – Нет ничего проще! Наши люди сделают так, что рокового момента не случится, и вы до конца жизни будете счастливы с тем, кто вам дорог.
Ну а наш сегодняшний клиент – Джон Уайлс просто… хочет полететь на Луну. Именно в этом ему и будут помогать доктор Нил Уоттс и доктор Ева Розалин. Уайлс далеко не первый их клиент и, разумеется, не последний, поэтому прибыв к нему домой и подключив всю необходимую аппаратуру наши герои сразу приступают к работе. На этом обсуждение истории предлагаю закончить, так как очень хочется, чтобы каждый из вас сам открыл для себя все прелести местного сюжета. Скажу лишь в общих чертах: повествование будет развиваться от конца к началу, так как продвигаться по памяти Джона придется от старости к раннему детству. И знаете что? За каких-то четыре часа игра умудряется рассказать настолько яркую и сильную историю, что на финальных титрах действительно складывается ощущение, будто только что ты сам прожил целую жизнь, полную радостей и горестей, побед и поражений. И, разумеется, никуда не денется любовная линия – вокруг нее здесь вращается абсолютно весь сюжет. История о том, как главный герой потерял жену, рассказанная при этом в обратном порядке, дает колоссальный эффект. Ты словно наблюдаешь крушение поезда, но все равно вместе с героем радуешься всем счастливым моментам.
История подается фрагментарно, через небольшие сцены воспоминаний Джона, однако, как ни странно, обрывочности повествования не чувствуется. Скорее наоборот – каждая сцена задает нужное настроение и взаимно дополняет следующий за ней отрывок. В плане передачи атмосферы, огромную роль играют главные герои – доктора Нил и Ева. Абсолютно противоположные персонажи, на диалогах которых можно выстроить целый фильм. В их разговорах то и дело всплывают отсылки к массовой культуре, их незамысловатые шутки, тем не менее, заставляют искренне улыбнуться, а за их внутренним конфликтом хочется следить с таким же интересом, как и за основной сюжетной линией Джона. И, что очень приятно, эти персонажи не статичны – они меняются и развиваются по ходу сюжета, становясь, порой, перед сложными моральными выборами и вынужденные делать то, что от них требуется, как бы тяжело это ни было.
Следить за сюжетом интересно еще и за счет постоянного изменения настроения повествования. Вот вроде только что вы с замиранием сердца слушали действительно глубокие диалоги между мужем и его умирающей женой, а уже в следующей сцене происходит нечто настолько забавное, что заставляет вас рассмеяться, но вдруг случается что-то, что дает вам серьезный такой повод волноваться за персонажей – настолько вдруг стала напряженной атмосфера. И так постоянно! Игра не дает заскучать ни на секунду.
Как-то за всеми этими разговорами о местной истории, я совершенно забыл уделить внимание трем не менее важным вещам, а именно – геймплею, визуальной составляющей и, разумеется, музыкальной.
Начнем с игрового процесса, так как его здесь не очень много. Перед нами в целом стандартная point-and-click адвенчура с видом сверху. В каждом воспоминании Джона есть, так называемые, Memento – ключевые предметы, нужные Нилу и Еве для дальнейшего продвижения по памяти клиента. Предметы эти должны быть важны для него и лишь найдя их все, можно двигаться дальше. И делать это – сплошное удовольствие! Каждая локация прорисована до мелочей, везде можно найти что-то интересное, залезть туда, куда не следует и найти для себя немало приключений на свою… голову. Здесь нет ни одного случайного предмета – все, что герои находят по мере прохождения, имеет смысл. Каждая находка – это часть какой-либо истории персонажа и даже ничем не примечательные поначалу предметы, затем могут оказаться ключевыми в сюжете. И, кстати говоря, разработчики очень грамотно смогли разнообразить геймплей – за время игры нам придется и на лошадях покататься и сыграть на ярмарке в «Убей крота», и даже поучаствовать в битве с лесной белкой в стиле JRPG! А однажды игра даже превращается в чистокровный scroll-shooter.
С визуальной точки зрения To the Moon – чистокровный пиксель-арт. Однако это совершенно не мешает наслаждаться диалогами и историей. Все локации и персонажи отрисованны просто до мелочей, в мире игры просто приятно находиться чисто с эстетической точки зрения. Все декорации задают нужное настроение и, вступая в симбиоз с мощной историей и потрясающей музыкой, действительно оживают прямо на глазах. Но чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть.
И, наконец, музыка. Она волшебна. Вот серьезно, она настолько великолепна, что ее можно слушать и в отрыве от основной игры. Потрясающие, душевные мелодии Кена Гао – автора и по совместительству композитора игры, трогают самые глубинные стороны души. Здесь музыка никогда не бывает не в тему – наоборот, она всегда подчеркивает происходящее, позволяет словам персонажей, словно звучать у вас в голове именно с той интонацией, которую задумали разработчики. Ну а ночные пейзажи с одиноко стоящим маяком, плавно уходящие вдаль под главную тему игры For River – это просто непередаваемо.
***
Итак, что же мы имеем? Перед нами игра, безусловно, не блещущая графикой, однако выжимающая все из выбранного визуального стиля и по красоте, порой, дающая фору многим современным проектам. С простым сюжетом и персонажами, которым, однако, веришь, с замиранием сердца слушаешь историю, которую они рассказывают и, действительно, проживаешь с ними целую жизнь. А также это игра с чудесной, волшебной музыкой, которая очень надолго западет в душу и уже никуда не уйдет.
Все составные элементы To the Moon вместе работают так замечательно, что игра натурально проходится за один присест. Другими словами, обязательно попробуйте, если еще не.
С вами был Игорь Фесс. Спасибо за прочтение!