Именно такое создается впечатление при первом визите в Страну улыбок. Вот только мнение это - ошибочное. Здесь очень любят автомобили. И статус местного гражданина нередко определяется именно тем, на какой машине он передвигается.
Иногда доходит до занятного: у соломенной избушки можно увидеть новенький навороченный джип - значит, хозяин авто решил потратить все, нажитое непосильным трудом, именно на эту игрушку.
Ведь для жителей Азии главное - "держать лицо". Хотя практически все автомобили, передвигающиеся по дорогам Таиланда, производят здесь же, цены на них весьма высоки. А уж если машина завезена из-за рубежа, так она и вовсе становится "золотой", а то и "платиновой": все, что не производится в Королевстве, облагается 300% ввозным налогом от стоимости авто. .
Тем не менее вы нередко встретите "иностранцев", да еще каких! Ламборгини, Мазератти, Порше - сразу всем видно, уважаемый человек едет, бизнесмен. Я помню, как поразился, когда первый раз попал на подземную стоянку крупного торгового центра на Пхукете.
Такого количества статусных, дорогущих авто в одном отдельно взятом месте я еще не видел! И все – новенькие, сверкающие металлическими боками. Откуда деньги, Зин? На самом деле все просто. Кредиты на покупку машин в Таиланде мизерны – что-то около одного процента годовых. Поэтому тайцы хватают их “для себя и для того парня”. В прямом смысле этого слова.
Такое впечатление, что в Таиланде буквально каждый местный житель сдает одну из машин фарангам – то есть нам, пришлым. Арифметика простая: в месяц выплаты по кредиту на авто составляют тысяч пять-шесть бат (в рублях – примерно столько же). Сдается это транспортное средство за десять-двенадцать-пятнадцать-двадцать тысяч. Как раз хватает, чтобы оплатить кредит и на вторую машину.
В какой-то момент такая политика правительства привела к диким пробкам - налицо переизбыток автомобилей. Но пока власти страны не собираются менять ситуацию: лучше уж жуткий траффик, зато люди довольны.
Между прочим, сегодня Таиланд занимает седьмое место по экспорту автомобилей. Всего же в стране производится более 2 миллионов автомобилей. А в 2015 году решено увеличить производство автомобилей до 4 миллионов транспортных средств в год. Свои производственные мощности в Королевстве сегодня имеют практически все крупные производители автомобилей.
Здесь представлены такие концерны как Toyota, Isuzu, Honda, Mitsubishi, Nissan, Mazda, Ford, BMW, Daimler Chrysler, General Motors. Все они выпускают модели, ориентированные прежде всего на внутренний рынок Таиланда и соседних стран – Вьетнама, Лаоса, Мьянмы, Камбоджи и даже Австралии.
Эти автомобили не имеют обогрева салона (ведь на улице – вечное лето), а вот кондиционеры присутствуют даже в самых недорогих моделях. А еще автозаводы Таиланда выпускают нередко модели, которые вы не встретите в других странах.
Удивительно, но факт: покупать поддержанные автомобили в Таиланде невыгодно. Порой новенькая машина стоит примерно столько же, что и двухлетка.
Вообще, при хорошем раскладе авто в год теряет тысяч 50 бат (это около полутора тысяч долларов). Но в силу местных буддийских традиций бывает и так: абориген, один раз определив стоимость своей раритетной машины, месяцами, а то и годами упорно держит цену.
Авто может пустить корни (как это и происходит), но продавец ни на бат не упадет. Примеров массы. Таец-хозяин будет ходить в храмы, делать богатыеподношения Будде и считать, что такова его карма. Таким образом, кстати, обстоят дела и с недвижимостью.
Так что если хотите обзавестись собственным автотранспортом в Таиланде, лучше покупать новую технику из салонов. А если отправляетесь на вторичный рынок, забудьте о торгах и громадных скидках и приготовьтесь выложить на машину столько, сколько изначально решил хозяин.
Вновь приобретенную технику можно улучшить, украсить или вообще полностью переделать. Кастом-мастеров в Таиланде очень много, и встречаются настоящие умельцы. Из пикапов они запросто делают как лоурайдеры, так и бигфуты. И это порой - произведения искусства. Есть и другой “тюнинг”, который широко представлен в Таиланде.
Тайцы могут из нескольких разбитых авто собрать одно целое. Комар носа не подточит. Но все варено-переварено. И если внешне все выглядит чинно, то вопрос - долго ли это будет служить такая машина - остается открытым.
Если новой машины обычно хватает лет на пять (очень высокая влажность), то что говорить о восстановленных. Но что новые, что поддержанные или вновь собранные автомобили почти все тайцы (убежденные буддисты) в обязательном порядке освящают. Монахи что-то шепчут над техникой, наносят священные рисунки и повязывают на рулевую колонку плетеную веревочку.
Из мотоциклов первые места на дорогах делят Харлеи и Дукати. Правда, исключительно в туристический сезон, поскольку практически все они сдаются в аренду. Местные парни любят перестраивать 400-сотки Yаmaha, производя очень «вкусные» кафе-рейсеры.
В общем, есть на чем прокатиться с ветерком. Тем более что асфальтовые дороги (а ими опоясан весь Таиланд), - шикарные. Часто встречается покрытие бетонное, как на взлетной полосе.
Правда, существует одно опасное "но" - оно характерно для островного Пхукета. На спусках и подъемах, а они на острове ох какие крутые, частенько разлито дизельное топливо, отработанное масло, просто вода, встречается в поворотах песочек после ливня. Даже бывалые водители порой не справляются с такими неожиданными сюрпризами. Поэтому на дорогах, особенно в горах, нужно быть очень внимательными.
Эх, дороги!
Но и на прямой дороге не стоит расслабляться. Движение в Таиланде левостороннее и к тому же хаотичное. На удивление, левосторонне уже через день начинает казаться чем-то обыденным. Но вот к привыкнуть к привычке местного населения ездить по встречке – невозможно!
Если тайцу, который направляется вперед, надо вернуться назад, он не будет особо заморачиваться: повернет и поедет по встречке. Либо по вашей обочине, либо прямо по центру. Ну, или как получится.
Удивительно тут другое: с таким хаотичным движением аварии встречаются не так часто, как могло бы быть. И если разворот через две сплошных - это нормально, и ты уже не обращаешь на такие маневры внимания, то всегда будешь помнить о том, что тайцы режут радиус в слепых и крутых поворотах, чтобы не снижать скорость.
А это значит, что он выезжает на встречку на корпус машины. Да и впереди идущий автомобиль тайцы нередко обгоняют тоже по встречке. Так что бдительность прежде всего!
Почему-то многие считают, что раз в Таиланде растет марихуана, а в некоторых регги-барах можно приобрести и выкурить косячок-другой, то легкие наркотики здесь разрешены. И что можно свободно покуривать где угодно. Это - огромное (и очень опасное!) заблуждение.
В стране, особенно в туристических зонах, полицейские регулярно и часто проводятся рейды по выявлению наркодиллеров и обычных любителей. Приговор суров.
Трава, конечно, это не героин, но за большие партии – смертная казнь или пожизненное заключение. За малые – также недетские сроки и огромные денежные штрафы.
Решив влиться в тесные ряды авто- и мотолюбителей Таиланде, также нужно помнить: у вас должны быть права соотвествующей категории, в машине стоит пристегиваться, а на мотоцикле или мопеде - не пренебрегать каской.
И еще один негласный закон: на дороге всегда прав местный житель. А все мы все-таки в Таиланде - всего лишь гости.