Найти в Дзене
Западный взгляд

О Флаге Конфедерации, Южной гордости и меняющемся юге

После гражданской войны флаг конфедерации снова подняли «дикси», южане, противопоставлявшие себя северянам-«янки». На Юге заботливо сохраняли и развивали так называемую «культуру чести» (culture of honor), истоки которой заложили еще первые переселенцы. Культуру, требовавшую уважения к собеседнику под страхом немедленной кары, подчеркнуто рыцарственную по отношению к дамам. В политическом лексиконе возникло понятие «южной гордости», Southern Pride, подразумевающей уважение традиций и семейных ценностей, патриотизм и джентльменское поведение. На юге принято было проявлять гостеприимство, приветствовать незнакомцев на улице при встрече, детей учили быть вежливыми, обращаясь к старшим «мэм» и «сэр». Считалось позором не сдержать слово, не отдать вовремя долг, обмануть партнера по бизнесу. К «южной гордости» и «культуре чести» апеллировали политики, стремившиеся заполучить голоса жителей бывших штатов Конфедерации, противопоставлявшие в своих речах благородный Юг растленному Северу. На

-2

-3

После гражданской войны флаг конфедерации снова подняли «дикси», южане, противопоставлявшие себя северянам-«янки». На Юге заботливо сохраняли и развивали так называемую «культуру чести» (culture of honor), истоки которой заложили еще первые переселенцы. Культуру, требовавшую уважения к собеседнику под страхом немедленной кары, подчеркнуто рыцарственную по отношению к дамам.

В политическом лексиконе возникло понятие «южной гордости», Southern Pride, подразумевающей уважение традиций и семейных ценностей, патриотизм и джентльменское поведение. На юге принято было проявлять гостеприимство, приветствовать незнакомцев на улице при встрече, детей учили быть вежливыми, обращаясь к старшим «мэм» и «сэр». Считалось позором не сдержать слово, не отдать вовремя долг, обмануть партнера по бизнесу. К «южной гордости» и «культуре чести» апеллировали политики, стремившиеся заполучить голоса жителей бывших штатов Конфедерации, противопоставлявшие в своих речах благородный Юг растленному Северу.

На юге своя кухня, свои музыкальные стили, свои песни и танцы. Одним из символов этого образа жизни, наряду с песней «Дикси», стал боевой флаг Конфедерации, с каждым годом приобретавший всю большую популярность. В 1958 году его подняли над капитолием штата Алабама, в 1960-х он даже развевался там выше, чем государственные «звезды и полосы». Флаг приобрел неожиданную популярность за рубежом, став частью привычной атрибутики байкеров, любителей музыкальных стилей рокабилли и кантри

Во всем мире боевой флаг Конфедерации воспринимался как символ свободы и борьбы за свои права, но в самих Штатах он все больше ассоциировался с расизмом и угнетением, «законами Джима Кроу» и расовой сегрегацией, которая никуда не делась после гражданской войны. Именно «крест и звезды» выбрали в качестве своего символа те, кто протестовал против расширения прав цветного населения.

Юг меняется

Что же произошло с Югом? Почему потомки конфедератов, ранее столь трепетно относившиеся к флагу и защищавшие его при каждой возможности, так пассивно воспринимают сегодняшнюю атаку на «крест и звезды»?

Нынешний американский Юг все меньше напоминает землю «дикси». На протяжении десятилетий в штаты «солнечного пояса» переезжали жители других регионов страны: кто-то покупал там домик после выхода на пенсию, кто-то пытался найти работу — развивающаяся экономика Юга постоянно требовала новых рук. Бизнесменов привлекали высокие темпы экономического роста, низкие налоги, слабые профсоюзы: неслучайно четырьмя лучшими штатами для ведения бизнеса в прошлом году считались Техас, Флорида, Северная Каролина и Теннесси. В Техас только за 2011 год переехали 145 тысяч человек. В топ-10 американских штатов — лидеров по внутренней миграции — входят семь штатов из бывшей Конфедерации.

Кроме того, регион превратился в магнит для иммигрантов из Латинской Америки, Азии и других частей света. Быстрыми темпами растет число чернокожих: на данный момент 57 процентов всего негритянского населения США проживают на Юге. Подавляющая часть из них крайне негативно относится к боевому знамени Конфедерации. Опрос, проведенный уже после расстрела в Чарлстоне, показал, что всего три процента черных видят в боевом флаге Конфедерации символ «южной гордости», а для 70 процентов — это символ расизма. Среди белых соответствующее соотношение — 43 и 35 процентов. С каждым годом все меньше южан могут проследить свою родословную до эпохи Гражданской войны и все меньше идентифицируют себя с традиционной культурой «дикси».

В итоге на защиту флага вышли всего две группы населения: организации, которые ставят целью сохранение наследия Юга и памяти о Конфедерации (Sons of Confederate Veterans, Military Order of the Stars and Bars, United Daughters of the Confederacy), и исторические реконструкторы. «Сыны ветеранов Конфедерации» смогли собрать лишь несколько сотен человек на митинг против удаления флагов с территории капитолия Алабамы. Как заявил один из них, сторонники флага «чувствуют себя, как евреи в нацистской Германии: их пытаются изгнать, отнять их наследие и извратить историческую правду». Защитники флага Конфедерации упирают на то, что «крест и звезды» символизирует не ненависть, а историческое наследие, которое необходимо принимать и уважать, каким бы оно ни было.

Неясно, насколько далеко зайдет борьба с наследием Конфедерации: ведь в честь генералов мятежных штатов названы города и улицы, парки, школы и военные базы. Их переименование вполне может вызвать бурю протестов даже у тех, кто спокойно смотрел на то, как спускают боевой флаг.