Найти в Дзене
Машинный парК

Трансмиссия Allison. От судовых двигателей до гибридного привода

Мировой лидер в производстве автоматических трансмиссий, фирма Allison, известна давно и широко. Гораздо менее известно, что вплоть до конца Второй Мировой войны она таких трансмиссий не выпускала. Зато была хорошо известна, как производитель авиа- и судовых двигателей.

01. Когда Джеймс Эллисон в 1915 году основал компанию Speedway Team Company, она занималась разработкой автомобилей, а еще – обслуживала гоночную трассу Indianapolis 500. Потому что он увлекался гонками, и еще с 1909 года был одним из четырех основателей этой легендарной трассы. А с началом Первой мировой войны фирма начинает работу на армию США и союзников – производит гусеничные тягачи и компоненты танков: компрессоры наддува, редукторы, гусеницы. Только пять лет спустя фирма получает знакомое имя, Allison Engineering Company. К этому времени она переключается на авиационные и судовые двигатели мощностью до 425 л.с., редукторы и генераторные установки.
01. Когда Джеймс Эллисон в 1915 году основал компанию Speedway Team Company, она занималась разработкой автомобилей, а еще – обслуживала гоночную трассу Indianapolis 500. Потому что он увлекался гонками, и еще с 1909 года был одним из четырех основателей этой легендарной трассы. А с началом Первой мировой войны фирма начинает работу на армию США и союзников – производит гусеничные тягачи и компоненты танков: компрессоры наддува, редукторы, гусеницы. Только пять лет спустя фирма получает знакомое имя, Allison Engineering Company. К этому времени она переключается на авиационные и судовые двигатели мощностью до 425 л.с., редукторы и генераторные установки.
02. В 1926 году генеральный директор (он же главный инженер) Норман Гилман разрабатывает стальные подшипники с бронзовым антифрикционным слоем для авиадвигателей. Их и посейчас используют именитейшие гранды, вроде Pratt & Whitney и Rolls-Royce. Самым знаменитым самолетом, оснащенным двигателем с такими подшипниками, стал Spirit of Saint Louis Чарльза Линдберга. В мае 1927 года его успешный трансатлантический перелет перевернул представления о возможностях воздушного транспорта.
02. В 1926 году генеральный директор (он же главный инженер) Норман Гилман разрабатывает стальные подшипники с бронзовым антифрикционным слоем для авиадвигателей. Их и посейчас используют именитейшие гранды, вроде Pratt & Whitney и Rolls-Royce. Самым знаменитым самолетом, оснащенным двигателем с такими подшипниками, стал Spirit of Saint Louis Чарльза Линдберга. В мае 1927 года его успешный трансатлантический перелет перевернул представления о возможностях воздушного транспорта.
03. В тридцатые Allison входит в империю General Motors, где продолжает развитие двигателестроения. Так, самым известным становится 1000-сильный двенадцатицилиндровый рядный двигатель с водяным охлаждением, воевавший на самых известных истребителях США Второй Мировой. До конца войны произвели более 50000 двигателей V1710. Кроме того, фирма остается главным поставщиком трансмиссий для танков и другой гусеничной техники.
03. В тридцатые Allison входит в империю General Motors, где продолжает развитие двигателестроения. Так, самым известным становится 1000-сильный двенадцатицилиндровый рядный двигатель с водяным охлаждением, воевавший на самых известных истребителях США Второй Мировой. До конца войны произвели более 50000 двигателей V1710. Кроме того, фирма остается главным поставщиком трансмиссий для танков и другой гусеничной техники.
04. И только после войны, накопив огромный опыт в военной технике, Allison переключается на производство коммерческих трансмиссий. Тогда появляются первые «автоматы», сначала на строительной технике: бульдозерах, грейдерах, скреперах. Причем эта техника работала не только в Штатах, но и участвовала в восстановлении Европы по плану Маршала.
04. И только после войны, накопив огромный опыт в военной технике, Allison переключается на производство коммерческих трансмиссий. Тогда появляются первые «автоматы», сначала на строительной технике: бульдозерах, грейдерах, скреперах. Причем эта техника работала не только в Штатах, но и участвовала в восстановлении Европы по плану Маршала.
05. В 1947 году Allison революционизировал автобусные перевозки: на городском автобусе GM появилась первая автоматическая трансмиссия V-серии (с угловым редуктором). Последняя была выпущена аж в 1976 году, когда ее сменили новые серии. В то же время «автоматы» прописались и в междугородних автобусах, где теперь занимают в США больше 95% рынка.
05. В 1947 году Allison революционизировал автобусные перевозки: на городском автобусе GM появилась первая автоматическая трансмиссия V-серии (с угловым редуктором). Последняя была выпущена аж в 1976 году, когда ее сменили новые серии. В то же время «автоматы» прописались и в междугородних автобусах, где теперь занимают в США больше 95% рынка.
06. Программа расширялась стремительно – появились авто-трансмиссии для мотор-вагонов, погрузчиков, тракторов, автокемперов. С той же поры автоматы прочно занимают место в грузовиках всех классов. При этом, согласно традициям, большинство американских тягачей традиционно оснащаются ручными несинхронизированными коробками передач. А вот самосвалы, развозные и специализированные грузовики – в основном автоматическими, как этот 11-осный мичиганский автопоезд.
06. Программа расширялась стремительно – появились авто-трансмиссии для мотор-вагонов, погрузчиков, тракторов, автокемперов. С той же поры автоматы прочно занимают место в грузовиках всех классов. При этом, согласно традициям, большинство американских тягачей традиционно оснащаются ручными несинхронизированными коробками передач. А вот самосвалы, развозные и специализированные грузовики – в основном автоматическими, как этот 11-осный мичиганский автопоезд.
07. С тех пор, как в 1974 году открыто европейское представительство, продукция фирмы появляется и на местных марках. Один из постоянных клиентов – голландский Terberg. На этом испанском супер-тягаче 10х8 использовался гидроавтомат серии HD.
07. С тех пор, как в 1974 году открыто европейское представительство, продукция фирмы появляется и на местных марках. Один из постоянных клиентов – голландский Terberg. На этом испанском супер-тягаче 10х8 использовался гидроавтомат серии HD.
08. Еще одна специализация фирмы – пожарные автомобили. Практически все американские «пожарки» с начала 1970-х оборудуются трансмиссиями Allison, как этот American la France Century. Теперь ими же комплектуется и большинство европейских пожарных машин.
08. Еще одна специализация фирмы – пожарные автомобили. Практически все американские «пожарки» с начала 1970-х оборудуются трансмиссиями Allison, как этот American la France Century. Теперь ими же комплектуется и большинство европейских пожарных машин.
09. В основном на слуху автоматические коробки Allison для тяжелых классов. Между тем, начиная с 1980 года, когда появилось первое поколение агрегатов для малых классов AT-540, несколько миллионов тяжелых пикапов, кемперов и школьных автобусов комплектуются автоматами этой марки.
09. В основном на слуху автоматические коробки Allison для тяжелых классов. Между тем, начиная с 1980 года, когда появилось первое поколение агрегатов для малых классов AT-540, несколько миллионов тяжелых пикапов, кемперов и школьных автобусов комплектуются автоматами этой марки.
10. Не забывают и про автобусы, – в 1982 году появляется первая в мире автоматическая коробка HT-747 для сочлененных автобусов. С тех пор почти весь мир оперирует двумя марками для них – Voith и Allison. В последнее время на втором месте по их установке оказывается Китай. Allison используют как местные «мэтры», так и неизвестные за рубежом местные марки, вроде этого Huanghe.
10. Не забывают и про автобусы, – в 1982 году появляется первая в мире автоматическая коробка HT-747 для сочлененных автобусов. С тех пор почти весь мир оперирует двумя марками для них – Voith и Allison. В последнее время на втором месте по их установке оказывается Китай. Allison используют как местные «мэтры», так и неизвестные за рубежом местные марки, вроде этого Huanghe.
11. Военная техника США остается одним из крупнейших потребителей продукции. С 1973 года автоматы Allison остаются основными стандартными коробками передач на всей технике, колесной и гусеничной. 109-тонный танковоз Oshkosh M1070, оснащенный 5-ступенчатой коробкой CLT-754, стоит на вооружении до сих пор. На перевозимом им основном танке Abrams трансмиссия тоже Allison, X-1100.
11. Военная техника США остается одним из крупнейших потребителей продукции. С 1973 года автоматы Allison остаются основными стандартными коробками передач на всей технике, колесной и гусеничной. 109-тонный танковоз Oshkosh M1070, оснащенный 5-ступенчатой коробкой CLT-754, стоит на вооружении до сих пор. На перевозимом им основном танке Abrams трансмиссия тоже Allison, X-1100.
12. В конце тысячелетия Allison расширяет сферу деятельности – принимает участие в разработке гибридной силовой схемы для городских автобусов. В 1999 году первый прототип GM/Allison RTS представлен управлению городского транспорта Нью-Йорка. А с 2003 года начато серийное производство коммерческих гибридных силовых установок EP-40/EP-50 для автобусов.
12. В конце тысячелетия Allison расширяет сферу деятельности – принимает участие в разработке гибридной силовой схемы для городских автобусов. В 1999 году первый прототип GM/Allison RTS представлен управлению городского транспорта Нью-Йорка. А с 2003 года начато серийное производство коммерческих гибридных силовых установок EP-40/EP-50 для автобусов.
13. Трансмиссии для европейских потребителей начали собирать в венгерском Сентготтхарде в 2011 году. Среди потребителей есть как типовые машины, так и уникальные экземпляры, вроде этого 7-осного шасси Paul для 107-метрового подъемника Bronto.
13. Трансмиссии для европейских потребителей начали собирать в венгерском Сентготтхарде в 2011 году. Среди потребителей есть как типовые машины, так и уникальные экземпляры, вроде этого 7-осного шасси Paul для 107-метрового подъемника Bronto.
14. Но и это не предел. Самое длинное 18-метровое 87-тонное шасси Tatra Force для установки нефтедобывающего оборудования имеет колесную формулу 16х8, 32-литровый дизель Caterpillar и автоматическую трансмиссию Allison 8610MR.
14. Но и это не предел. Самое длинное 18-метровое 87-тонное шасси Tatra Force для установки нефтедобывающего оборудования имеет колесную формулу 16х8, 32-литровый дизель Caterpillar и автоматическую трансмиссию Allison 8610MR.
15. А это – самый тяжелый автопоезд, 750-тонный австралийский Powertrans T1250. В движение его приводят 760-сильный турбодизель Cummins QSK19 и автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison M6610.
15. А это – самый тяжелый автопоезд, 750-тонный австралийский Powertrans T1250. В движение его приводят 760-сильный турбодизель Cummins QSK19 и автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison M6610.
16. А при чем здесь классический английский «даблдекер» AEC Routemaster? Ведь на них никогда не было автоматических коробок. Раньше – да, но сохраняющие свои традиции англичане с прошлого года приняли программу обновления уцелевших машин. На них обновляют интерьер, и ставят дизели Scania и автоматы Allison.
16. А при чем здесь классический английский «даблдекер» AEC Routemaster? Ведь на них никогда не было автоматических коробок. Раньше – да, но сохраняющие свои традиции англичане с прошлого года приняли программу обновления уцелевших машин. На них обновляют интерьер, и ставят дизели Scania и автоматы Allison.
17. Allison предлагает широкую гамму коробок не только для дорожного транспорта, но и широчайшего спектра спецтехники. В частности, эта самоходная платформа Scheuerle на гидроподвеске укомплектована трансмиссией Allison. А перевозит она 56-тонный мотор-вагон Siemens ЭС-1для российской «Ласточки». Впрочем, история Allison в России заслуживает отдельного рассказа, и мы к нему вернемся.
17. Allison предлагает широкую гамму коробок не только для дорожного транспорта, но и широчайшего спектра спецтехники. В частности, эта самоходная платформа Scheuerle на гидроподвеске укомплектована трансмиссией Allison. А перевозит она 56-тонный мотор-вагон Siemens ЭС-1для российской «Ласточки». Впрочем, история Allison в России заслуживает отдельного рассказа, и мы к нему вернемся.

MPARK.PRO