Как Иван Сытин взял кредит и открыл свою типографию, попутно придумав новые форматы для русских медиа и создав рынок массового книгоиздания в России.
Камердинер
«Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учению и книге», – вспоминал он. Хотя в школе-то проучился недолго. Крестьянский сын Иван Дмитриевич Сытин окончил всего 3 класса и в 12-лет стал помощником купца на ярмарке. Тот оценил старания мальчика и вскоре рекомендовал его торговцу Шарапову, который владел книжной лавкой на Никольском рынке в Москве.
Сначала Сытин выполнял всю самую грязную и неблагодарную работу и только потом был допущен к более ответственным делам, став камердинером (иными словами – доверенным слугой) купца. Именно в доме Шарапова Сытин получил первые серьезные уроки ведения бизнеса.
Приказчик
В 18 Сытин стал приказчиком и был назначен заведовать делами Шарапова на Нижегородской ярмарке. В основном он занимался поиском офеней (странствующих торговцев) и налаживанием связей с ними. При Сытине обороты Шарапова выросли с четырех до ста тысяч рублей.
К этому времени Сытин в доме Шарапова был уже родным человеком. Но оставаться и дальше приказчиком ему было неинтересно. Сытин мечтал о собственном деле, тем более что к 25 годам он женился. Надо было кормить семью.
3 тысячи в кредит
Женившись на купеческой дочери, Евдокии Ивановне Соколовой, Сытин получил в приданное четыре тысячи, которые решил сразу пустить в дело. Заручившись словом Шарапова, Иван Дмитриевич взял в кредит еще три тысячи и вместе с приданным вложил все деньги в покупку французской литографической машины. С этого и началось книжное производство купца. Главным продуктом типографии стали лубочные картины, которые пользовались по-настоящему массовым спросом.
Русско-турецкая война онлайн
Первый крупный успех пришел к Сытину во время русско-турецкой войны (1877-1878). Он стал на постоянной основе публиковать военные карты, которые отражали движение войск на арене военных действий. Фактически Сытин придумал новый формат медиа, визуализировав события военных действий в «реальном» (ну насколько позволяли технологии тех лет) времени.
Вот как он сам писал об этом:
«В день объявления войны, в апреле 1877 года, я побежал на Кузнецкий Мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты, с обозначением места, где наши войска перешли через Прут. В 5 ч. утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Пособие». Карта была моментально распродана. По мере движения войск изменялась и карта. В течение трёх месяцев я торговал один. Никто не думал мне мешать».
К 1879 году Сытин не только расплатился со всеми долгами, но и купил новый дом на Пятницкой улице, где разместил две литографические машины, тем самым в два раза увеличив свои производственные мощности.
Товарищество
Торговля ширилась, и предприятие Сытина росло. В 1881 году он открыл небольшую книжную лавку у Ильинских ворот, то есть уже сам занялся сбытом своей продукции. Постепенно повышалось и качество. Лубочные картинки Сытина не только завоевали массовый рынок, но и получили медаль на Всероссийской промышленной выставке.
Вскоре обороты выросли настолько, что предприятие Сытина было преобразовано в «Товарищество И.Д. Сытин и К» с капиталом в 75 тысяч рублей. Спустя несколько лет предприниматель открыл еще одну книжную лавку – на Никольской улице.
Всеобщий русский календарь
Лубочные картинки Сытина, с которых он начал свое дело, продавались на ура, но не всегда отличались высоким качеством и были далеки от хорошего вкуса. Сытин великолепно умел угадывать желания потребителя и подстраиваться под массовый вкус. Но он тянулся к образованию и просвещению (может, потому что сам был плохо образован), хотел расти и подталкивал к этому своего покупателя. Именно поэтому в 1885 году Сытин вывел на рынок новый уникальный продукт, на разработку которого ушло несколько лет – «Всеобщий русский календарь».
Издание было прекрасно оформлено и содержало полезные сведения на все случаи жизни. Оно не только развлекало, но и образовывало. Служило энциклопедией на каждый день. В нем можно было прочитать о народных традициях и праздниках, о важных исторических датах, о писателях и композиторах, об устройстве Российской Империи, об экономике и других странах, буквально обо всем на свете.
Сытин очень хорошо чувствовал своего читателя, и именно благодаря умелой работе с аудиторией добился успеха.
Ранее в России был популярен Крестный календарь Алексея Гатцука. Но он издавался с расчетом на образованную публику. Для крестьян же изданий практически не существовало. Сытин первым увидел этот гигантский рынок и успешно освоил его, сделав ставку на доступность текстов и яркость оформления.
По сути он придумал новый медиа-формат (ну или радикально модернизировал старый), создав по-настоящему массовый календарь.
Тиражи уже на второй год издания достигли 6 млн экземпляров. В 1893 году календари Сытина занимали около половины российского рынка, а к 1916 году тираж календарей превысил 20 млн.
Читайте также
Толстой: писатель и продажник
Медиамагнат и новатор: Иван Сытин