Не знаю броду,
не суйся в воду.
Итак, настало время в подробностях и красках рассказать об одной поездке в любимое мной урочище Мазунское Осинского района Пермского края на Ниве 21213. Последний раз осенью я здесь был два года назад. Ездили с коллегой с базы отдыха "Осинская слобода" пострелять тетеревов и пособирать рыжики. В январе 2015-го устроил здесь снежный offroad. Пост о нем получил название в духе немецкого Denkschrift "Борьба за Мазунское", хотя это была борьба за жизнь. Вот и теперь я ничего лучше не придумал как отправится в этот богом забытый угол, куда даже местные предпочитают не соваться - боятся медведя и плохих дорог, за рыжиками. Не люблю собирать по выбранным местам.
Встали на базе "Осинская слобода" в 6-30 утра и где-то в 7-10 уже встречали восход солнца в лесу за Кузнечихой. Утро выдалось туманное, что предвещало хорошую погоду.
Первая засада ждала нас на мосту через речку/ручей Северную. Его не стало от слова совсем. Вешние воды унесли окончательно это жалкое подобие моста сложенного из бетонных плит, бревен и глины. Он и так был трудно проходим, но его отсутствия я не ожидал. Идти пешком не хотелось...
Разведка показала, что кто-то шустрый на квадрике навострился гонять за Мазунское по импровизированной переправе примерно в 50 метра ниже моста. Здесь русло реки было завалено тонкостволом и имелся более менее пригодный спуск. Было принято решение строить дорогу и переправу. Ведь мы знаем, что все наставления по инженерному делу гласят: движение по бездорожью занимает гораздо больше времени, чем временные затраты на постройку дороги и последующее прохождение данного участка. Только дорогу надо строить хорошо....
Я же решил обойтись минимумом работ. Трасса квадроцикла была расширена, чтобы между деревьев пролезла Нива. На переправе подъем на противоположном берегу был слегка выположен, часть деревьев срублена, на гать добавлено жердей и тонкоствола. Смущало то, что местами они плавали, а не плотно лежали на дне.
В принципе пролезть по этому участку не представляло ничего сложного, но я не учел слабость грунтов противоположного берега и свойство жердей на гати разбегаться из под колес, плюс скользость бревен. В добавок ко всему деревья и бревна по бокам "мостового перехода" затрудняли маневрирование. Машину в любой момент могло стащить на них. Работа вдвоем по наведению переправы не показалась утомительной.
На видео в конце репортажа хорошо видно как происходил процесс встревания. Нива не смогла выйти на противоположный берег, левое переднее колесо вгрызлось в берег и провалилось в няшу, жерди раздвинулись из под колес, заставляя машину грудить их или пытаться подмять под себя. После нескольких попыток выехать назад машину стащило и "попу" прижало к земляному буртику. Все - сели. В 8-00 началась девятичасовая эпопея по вытаскиванию машины из реки Северная.
Любопытно, что Нива так ни разу и не касалась брюхом гати. Просто у нее не хватало способности преодолеть вертящиеся жерди и выползли на мягкий берег вперед. Назад ее тоже не пускали жерди и бревна и не хватало сцепных свойств забраться задними колесами на скользкий глинистый склон. Зад то у Нивы легкий. Забегая вперед скажу, что задом выехать я так и не смог. Лишь только через 8 часов я вылез из ловушки вперед, развернулся, потом достроили мост как положено, растащили мешающие бревна и машина вернулась на правый берег реки.
В этот раз я сбился со счета сколько раз домкратил колеса, подкладывая под них все новые и новые жерди, бревна, доски, которые уходили в бездну...
В машине как никогда оказались к стати подобранные на свалке бамбуковые шторки. Но и они, распятые колышками на глинистом подъеме, не помогли. Мокрые, в скользкой глине Вли-5 мгновенно протирали в них дыру. Постепенно машина съезжала влево, что было не совсем хорошо. Укрепление склона небольшими камнями с неровными краями из русла ручья не спасало положение, злая резина задних колес выбрасывала их в реку и буксовала, не в силах подтащить за собой передние.
На фотографиях видно как после каждой попытки выехать расширяется рабочее пространство, избавляясь от лишнего грунта, деревьев и бревен. Вроде бы сзади уклон небольшой, но Нива с завидным упорством на него не шла
Постепенно я выбился из сил. От долгой работы в воде с винтового домкрата от полуторки полностью смылись остатки смазки и он стал проворачиваться с трудом. Сил и короткого рычага явно не хватало. Масло было только моторное и в двигателе. Баллон WD-эшки почему-то оказался пустой (второй раз так).
К обеду я уже не твердо стоял на ногах от усталости. Пора сделать перерыв. Во время скудного (мы не планировали путешествовать долго) обеда было найдено решение. Два куска сала - то что нам надо! Они пошли не в желудок, а на смазку домкрата. Отлично! Процесс пошел веселее.
Солнце уже клонилось к закату, вокруг буйствовала красками золотая осень, а очередная попытка выехать не увенчалась успехом.
Если бы мы не застряли на переправе, нам бы еще предстояло преодолеть вот этот глинистый подъем с почти метровыми промоинами по бокам и центру. Но в сравнении с тем, что мы сделали на переправе, этот подъем казался детским лепетом.
Вид с противоположного берега в сторону размытого моста. Здесь с прошлой осени никто не ездил кроме квадроцикла. А вон там слева сидим в ручье мы
Примерно в 15-00 к нам подъехал квадрик с парнем за рулем и закутанной по самые глаза дамой. Молчаливые и неразговорчивые. Только со второго раза сказали что с Рейда. К этому времени я уже начал задуматься о ночлеге в лесу или о прогулке за 12-14 км в Кузнечиху за трактором. Ну ни как машина не хотела вылезать назад. После каждой попытки приходилось начинать с начала домкратя два, а то и все 4 колеса. Попросил парня дернуть машину назад, казалось бы надо было чуть-чуть добавить усилий. Квадрик бы с этим справился. Но парень отказался и с трудом объехав нас укатил за Мазунское за грибами.
Я решил еще два часа побороться и в 17-00 отправляться за трактором.
Примерно в 17-00 наступил неожиданный финал. Я неожиданно заметил, что машина норовит выбрать не назад, а на бережок вперед, цепляясь одни колесом за пенек от срубленной ивы. Еще чуть-чуть поддал вперед - левое колесо не проваливается (трясина там надежно забита кольями и парой поленьев). Раз и... выскочил вперед. Переехал бревно и по самой кромке обрыва выехал на лужайку у дороги на противоположном берегу. Победа! Но теперь надо думать как вернуться назад. Другого пути на большую землю нет.
Надо сказать, что к этому времени мы стали забивать в дно колья по бокам гати, чтобы бревна и жерди не раздвигались колесами, а подминались под них.
Теперь предстояло обеспечить возвращение на правый берег. Для этого надо было устлать камнями и ветками выход из брода, добавить в гать жердей и фашинника для лучшей связки между ними, придавить концы жердей бревнами, чтобы они затонули и не елозили. С удвоенными силами мы принялись за строительство, благо материалы уже были заготовлены. Осторожно еду к гати и тут новая засада, машина не хочет обратно переезжать лежащее поперек бревно, буксует, сползает к обрыву и готовится делать "уши" в реку. А бревно просто так не убрать. На нем крест на крест лежит еще пяток бревен причем некоторые из них весьма неподъемного вида. Вдвоем, с помощью рычага, растаскиваем кучу бревен, освобождая пространство для маневра. Чудом не перевернувшись в реку маневрирую на пятачке и готовлюсь к форсированию водной преграды. Заходить надо по строго определенной траектории. У нас нет права на ошибку...
Все, пошел. Понятное дело в этот момент мы не снимали. Помню только как что-то белое метнулось перед самым капотом в сторону (могло получиться как в фильме "Плата за страх"). Оп..., и я на правом берегу. От глушителя валит пар. Вот что значит хорошо сделанная переправа, только повторять прохождение через нее мне что-то не хочется. Самое интересное, что на гати машину повело вправо, но она уверенно и легко выбралась на берег, правда совсем не по той траектории, которую мы для нее подготовили. Свою роль сыграло и боковое бревно не дав ей сползти в русло.
Моем шанцевый инструмент. Делаем несколько фото на память. На часах 17-30. Бежим за рыжиками пешком, хоть что-то собрать пока не стемнело.
Крупных боровых рыжиков мы набрали за час по корзине. Довольные и усталые в сгущающихся сумерках поехали домой.
На видео запечатлен процесс засаживания Нивы в ручей еще в самом начале эпопеи
Ну что, как вам Нива в экстремальных условиях вождения?
А это еще одна поучительная история случившаяся неделей ранее. На фото и видео прохождение моста у д.Суюрка через р.Кузнечишенка. Как видим ничего сложного. Ездил я тут ни один раз пока наконец не встрял на мосту намертво. Весь прикол в том, что чтобы не бить машину во время скачки по бревнам я решил проехать как можно медленнее. В результате мощи не хватило и машина остановилась. Причем остановилась не просто так, а передними колесами между бревен и задними между бревен. Бревна скользкие, обмазаны грязью как сметаной, а когда с них еще и слезает кора, то они делаются мылкие. В общем примерно час у меня ушло на то, чтобы выехать с третьей попытки с моста. Спасли пара поленьев в багажнике, жерди, найденная в грязи и лихо расколотая чурка, обеспечившая фундамент домкрату.
Видео прохождения моста на Ниве с Вли-5. Хорошо видно как гребут Вли-5 и режут глину на финальных кадрах
Мальчик и девочка на базе с богатыми трофеями
Это были тезисы. Репортаж полностью смотрите в моем блоге starcom68
#Niva #бездорожье #ваз-2121