Тем летом в Керченской крепости я побывал два раза экспресс-набегами по 2-3 часа, но посмотрел меньше половины. Как в калейдоскопе промелькнули многочисленные казематы, капониры, потерны, рвы и батареи крупнейшей и единственной сохранившейся крепости на южных рубежах Российской империи. Сотни фотографий ждут своего часа, но на части из них уже сложно понять какой объект снят - издержки восприятия настроенного на получение общего представления о специфике крепости. Тем не менее попробую восстановить цепочку событий. Рассказывать буду больше с точки зрения туриста ибо в профессиональную позицию становиться сложно при таком кратковременном знакомстве с объектом.
Итак, 10 июля 2013 годы мы с Владимиром и Александрой Орловыми ближе к обеду добрались до Керченской крепости, где нас ждал наш друг и коллега Юрий Белик, занимающий должность "коменданта крепости" с момента ее передачи от военных Керченскому археологическому музею. Мы с Владимиром специально поехали в Керчь ибо на тот момент занимались проектом по инвентаризации крепости Брест-Литовск в Беларуси и сидя под Феодосией сводили воедино обмерные чертежи и материалы архивных исследований.
Интересно сравнивать крепости Брест-Литовск и Керчь на макроуровне. Они разные, хотя в чем-то их судьбы похожи. Обе пережили период расцвета и упадка; в строительстве обеих принимал участие Э.И.Тотлебен; и там и там были периоды героической обороны во Второй мировой войне. Только вот о четырехдневной обороне Керченской крепости в 1942 году мало кто слышал. Да стоит ли этому удивляться, если о самой крепости в открытых источниках и путеводителях стали писать только с момента вывода военных в 2003 году.
Крепость занимает огромную подтреугольную в плане территорию размерами 2,5 на 2,5 километра на возвышенностях в основаниях мысов Ак-Бурун и Павловский. На вскидку площадь крепости составляет около 400 га, что больше площади центральной ограды крепости Брест-Литовск в границах валов. Основное отличие между крепостями заключается в том, что крепость Керчь приморская, строилась для защиты Керченского пролива, чей фарватер проходит в 500 метрах от береговых батарей крепости.
Еще одной важной особенностью теперешнего состояния крепости является не занятость ее территории городской застройкой, статус музея-заповедника и соответствующее ограничение доступа и хозяйственной деятельности. Территория крепости (кроме передового укрепления) находится под круглосуточной охраной, вход по билетам. Это существенное отличие крепости Керчь от Брестской крепости, где огромная территория за пределами Мемориала после ухода военных была передана городу. Заброшенная, она не получила должного статуса и режима посещения, после снятия охраны сооружения крепости подвергаются систематическому разграблению вандалами. Более того, началась застройка городскими объектами не только территории охранной зоны, но и собственно территории крепости со сносом крепостных сооружений. Хотя вандализм 90-х годов не миновал укрепления Керченской крепости, сегодня здесь ситуация вполне благополучная: охраняемый периметр, обширная эспланадная буферная зона между крепостью и городом сохраняет окружающий культурный ландшафт и помогает восприятию крепости со стороны.
Однако, в отличии от Брестской крепости о Керченской мало кто знает. Обе крепости могут соперничать между собой в плане туристической привлекательности, являясь уникальными и интереснейшими объектами фортификационного наследия, а по большому счету и "градообразующими предприятиями". Однако, если Брестскую крепость сейчас посещает около 350 тыс. чел в год и эту цифру вполне можно увеличить до 1 млн. туристов, то Керченскую, даже при наличии моря, в 70 раз меньше, и то в основном только летом. Этот явно недооцененный культурный потенциал крепости не спешит раскрывать свои возможности.
Оставив позади центральные кварталы города и Митридат, по старой военной дороге через степь подъезжаем к крепости. По правую руку виднеются валы передового укрепления. Еще один поворот, пересекаем ров и внезапно возникает крепость, скрытая до поры до времени земляными толщами валов. Главный вход в крепость находится на стыке Ак-Бурунского укрепления и Соединительного фронта. С двух сторон его прикрывают валы с каменными эскарпными стенками, на правом фланге капонир 12 Ак-Бурунского укрепления (на фото слева), на левом еще один каземат с тремя бойницами. Почему-то здесь я не увидел традиционного казематированного проезда. Может быть когда-то он существовал и утратился? Сейчас проезд в крепость закрывает решетка с охранником музея.
Проходим через ворота встречаемся с комендантом и направляемся на осмотр крепости.
Окончание Крымской войны ознаменовалось для России подписанием в марте 1856 г. Парижского мирного договора, согласно которому Чёрное море объявлялось нейтральным, а Россия не могла иметь здесь флот, арсеналы и военные порты. Но вступившего на престол всего за год до этого императора Александра II вопрос обороны пролива не оставлял равнодушным: слишком явно была продемонстрирована опасность, грозившая южным областям России в случае потери этого стратегически важного пункта, а его укрепление формально не противоречило статьям Парижского договора. Поэтому ещё в апреле 1856 года были даны указания направить в Керчь сапёрные подразделения для съёмки местности и изучения местных условий... для детального составления соображений по усилению обороны Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана на юг России был командирован начальник штаба генерал-инспектора по инженерной части инженер генерал-майор Константин Петрович Кауфман 1-й. В декабре 1856 г. он прибыл в Керчь и, осмотрев берега пролива, инициировал разработку нового проекта, согласно которому укрепления располагались на Павловском мысу. В феврале 1857 г. этот проект получил высочайшее одобрение...
К постройке укреплений приступили в том же году силами военно-рабочих рот. На месте всеми работами руководил полковник Нат. В октябре 1859 г. директором инженерного департамента военного министерства был назначен Эдуард Иванович Тотлебен, герой обороны и создатель укреплений Севастополя, с этого момента история Керченской крепости открывает свой новый этап: воля монарха соединилась с опытом и талантом выдающегося инженера. Тотлебен, по должности своей отвечавший за ведение оборонительных работ во всех крепостях империи, в вопросе укрепления Керчи встретил полную поддержку царя и использовал здесь свой богатый опыт осады и обороны крепостей, и в первую очередь — опыт обороны Севастополя...
В 1867 году керченские укрепления получили статус крепости.
Отрывок взят из замечательной статьи исследователя береговой обороны Владимира Андреева по истории и устройству крепости Керчь. Полностью статью со схемами можно посмотреть здесь.
Продолжение следует. Ставьте лайк и подписыватесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение.
Полный оригинальный репортаж в моем блоге starcom68
МЕТКИ: #Керчь, #Крепости, #Крепость Керчь, #Крым, #Музеи, #Фортификация #Kerch #Crimea #Fortresses #museums