Найти тему
uborshizzza

Рецензия на спектакль «Высокая вода венецианцев» в Геликон-опере

Ходили с женой в Геликон-оперу на «Высокая вода венецианцев». Было интересно, как этот оперный театр сделает оперу на современном материале, по одноименному рассказу Рубиной, тем более что Венеция – хороший материал для любой оперы.

Сюжет рассказа: у (относительно) молодой еврейки, живущей и работающей в Израиле, неожиданно на рентгене легких находят подозрительное пятно, предположительно - раковый метастаз. Ей предлагают на следующий день сделать томографию, чтобы уточнить диагноз и найти первичную опухоль, но она боится и откладывает все это на недельку, чтобы свыкнуться, а пока, чтобы отвлечься, уезжает на пару дней в Венецию. Там – ноябрь, мало туристов, ожидается обычное для этого времени наводнение. Она бродит по городу, смотрит на дворцы, картины, воду в каналах…

Очень мило конечно, однако это – не опера, а спектакль. Мелодекламация с сиротским составом и реквизитом, что хорошо для выездной халтурки в санаториях. На сцене – три человека, женщина – главная героиня (Сати Спивакова), парень в роли второстепенных персонажей мужского пола (Константин Крюков) и аккомпаниаторша за роялем (Басиния Шульман). Актеры не поют, а занимаются мелодекламацией. Из обстановки – три стула, тарелка лапши и несколько сломанных пюпитров, которые то в порыве чувств опрокидывают, то бережно ставят на место. Да, еще сзади экран, на котором вперемешку показывают виды унылой зимней Венеции с жителями, бредущими в высоких резиновых сапогах по колено с водой, гистологические картинки со срезами тканей и тексты из Википедии. Пока зрители читают про прорастание опухоли в перикард, образование экссудата, особенности течения раковой пневмонии и прочее, актриса декламирует текст Рубиной о том, что героиня думает, глядя на воду в каналах. Для оживления она вспоминает то время, когда она жила в Москве, вспоминает многочисленных родственников, которые умерли от рака в детском или молодом возрасте. Вспоминает сочно, с многочисленными физиологическими подробностями. А вот ее двоюродный брат Антон, с которым у нее были теплые, но сложные отношения, умер в молодом возрасте не от рака, а или от пьянства, или от наркотиков.

Пока запуганные зрители читают очередные медицинские ужасы или смотрят картинки срезов, актриса продолжает свое повествование и добирается до финала – спит с молодым портье, который напоминает ей ее покойного брата Антона, осуществляя тем самым долгожданный, хотя и символический, инцест. При этом она рассказывает портье, что работает биохимиком и пытается разобраться в патогенезе рака и научиться его лечить. Однако то, что она говорит, выдает ее полное невежество. Становится понятно, что она – не тот, за кого себя выдает, не биохимик, а воровка на доверии.

Самое жуткое в спектакле, на мой взгляд, не медицинские тексты и воспоминания о том, кто как, бедняжка, перед смертью мучился, а тексты Рубиной о том, как героиня на что-то посмотрела и что-то возвышенное подумала. Тексты чудовищны, и если при чтении их можно пробежать по диагонали, то в условиях малого зала театра, где даже сбежать до окончания невозможно, приходится это терпеть.

Однако для объективности хочется отметить и положительные моменты:

- Дама-аккомпаниатор играет просто превосходно,

- Актеры очень стараются,

- Мне понравилась режиссерская работа (режиссер – Денис Азаров - молодой парень хипстерского вида, вышел на поклоны, очень переживал. Потом ходил по гардеробу с несчастным видом, слушал, что зрители друг другу говорят). Постановка, сценография – все сделано толково, просто литературный материал очень неудачный. Надеюсь, у режиссера будет хорошее будущее,

- Спектакль от начала до конца идет час десять,

- Примерно половину времени занимают музыкальные паузы,

- Перед началом спектакля можно было столкнуться нос к ному с пьяным в жопу Бергманом.

Резюме.

Спектакль горячо рекомендуется для просмотра ипохондрикам и мазохистам. Также можно дарить билеты на этот спектакль тем, кому вы хотите испортить настроение.