В предыдущей записи мы научились оживлять типовые эмоции героя произведения. Теперь посмотрим, как убедительно изобразить "декорации" в тексте – то есть места, где происходят события. Любые литературные события: как кульминации в любви или смертоубийства, так и места промежуточного развития сюжета.
Декорациями в книге могут стать интерьеры, улицы, леса и горы – в общем, любое место, где что-то происходит с героями. Но часто авторы не уделяют достаточно внимания описанию помещения или улицы, полагая, что это не суть важно для действия или разговора персонажей, происходящего в данном месте. Но читатель, даже увлеченный детективным сюжетом или спором героев, подсознательно будет ощущать пробел в изложении, некое пустое пространство, если не найдет для себя точек опоры в описываемом авторе мире. Потому что, окажись он в жизни случайным свидетелем даже экстремального происшествия – убийства или аварии – он помимо воли, воспримет и окружающую обстановку.
Встречается и другая крайность в описании декораций. Автор долго и нудно описывает, например, всю мебель в комнате: «В углу у окна стоял компьютерный стол, вдоль той же стены возвышался шкаф, рядом тумба с телевизором и еще комод для белья, а вдоль другой стены выстроились …». Уверена, что такие длинные, скучные и бессмысленные описания чьей-то комнаты никто не дочитает до окна.
Оптимальное решение при написании места действия в книге представляет средний вариант. Описывается в обстановке один-два интерьерных предмета, но таких, с которыми как-то связаны предстоящие действия героев. Например: «Большой книжный стеллаж, стоящий у двери торцом к стене, закрывал обзор остальной части этой проходной комнаты, так что мать, проходя в смежное помещение, не видела, чем занимается ее почти взрослый сын – то ли делает уроки, то ли играет на компьютере».
И заметим, что мы описываем это загораживающий обзор всей комнаты стеллаж лишь в том случае, если позже за ним будет происходить что-то интересное. Скажем, если к парню придет в гости одноклассница …
А всех писателей-детективщиков отсылаю к несравненному Учителю – Федору Михайловичу Достоевскому. Никто лучше его не умел описывать места преступлений! На фото вы видите дом, куда автор поселил своего героя Родиона Раскольникова. В нем, чуть в стороне, имеется и подворотня, ведущая в старый петербургский двор, куда я специально заходила, чтобы проникнуться духом писателя.