— Каково это, быть таким одиноким?
— Мне не привыкать
Я чувствую твой страх. Так много вопросов...
Чем страшны произведения в жанре апокалиптических катастроф? Как правило, фильмы, книги и игры этого направления повествуют не столько о самом бедствии, сколько о героях, застигнутых этим бедствием врасплох и вынужденных бороться за свою жизнь в условиях всеобщего хаоса. Весь ужас заключается именно в разрушении привычного порядка вещей, в страхе перед неясным будущим и простом желании дожить до вечера. У этого жанра есть несколько направлений – некоторые из них рассказывают о случаях, когда сама природа поднимается против человечества, тем самым становясь причиной катастрофы. Также возможна и обратная ситуация, в случае, если виновником разрушения становится человек. Ну и, наконец, третье направление носит скорее религиозный или мистический характер – здесь конец света предстает в свете библейских писаний, описывающих смерть всего сущего и пришествие дьявола в мир людей.
Тебе нужно лишь… Умереть.
Проект, о котором сегодня пойдет речь, относится именно к последнему из перечисленных направлений. Alone in the dark: У последней черты была разработана стараниями студии Eden Games, раннее специализирующейся на выпуске гоночных симуляторов (Test Drive Unlimited и Test Drive Unlimited 2), и выпущена в 2008 году из под крыла Atari. Я думаю, стоит указать, что нынешний проект – это прямое продолжение серии игр Alone in the dark, давшей в свое время начало жанру Survival horror. Разумеется, из-за большого перерыва (предыдущая часть вышла в 2001 году), у продолжения довольно мало общего с оригиналом, тем не менее, главный герой и общая мистическая атмосфера остались прежними, что, несомненно, радует и настраивает на нужный лад.
Теперь она одна из моих гостей. Как и ты, в свое время.
Итак, пойдем по порядку: что же из себя представляет новая глава о приключениях Эдварда Карнби – специалиста по паранормальным явлениям? Сюжет берет начало спустя почти семьдесят лет после событий предыдущей игры. Наш герой находится в весьма незавидном положении – он не помнит ничего до момента своего пробуждения в комнате отеля, в которой неизвестные люди, явно чем-то напуганные пытаются выудить информацию у старика, сидящего напротив. Совсем скоро и мы знакомимся с причиной их страха – трещины, возникающие из ниоткуда и, словно живые, засасывающие людей в недра здания, по воле случая спасают нам жизнь, жестоко убив охранника, который вел героя на крышу, чтобы казнить. Я не стану описывать сюжет дальше сюжетной завязки, как обычно оставляя Вам возможность насладиться историей на собственном опыте. Скажу лишь, что главный герой, с помощью новообретенных товарищей по несчастью должен, как водится, остановить зло и спасти мир.
Мой спаситель в еще худшем положении, чем я.
И путь этот, как стоило догадаться, будет долог и тернист. Зло прорывается в наш мир – здания рушатся, земля разверзается, поглощая целые кварталы, полчища одержимых бродят по развалинам Нью-Йорка, а эпицентр всего этого безобразия находится в Центральном парке, куда и направляется Эдвард и его помощники. Я не зря начал свой рассказ с описания жанра-катастрофы. Alone in the dark 2008 – это одна из первых игр, попытавшихся позиционировать себя как кинематографическое произведение с сериальной структурой. Повествование делится на эпизоды, каждый из которых, в свою очередь разделен на небольшие отрывки. Конец каждого фрагмента сопровождается титрами, а начало следующего фразой: «Раннее в Alone in the dark», что по тем временам смотрелось весьма интересно. Другими словами, перед нами действительно фильм-катастрофа, в который, почему-то, нужно играть.
Ты один, Карнби. Ну… Не совсем один. Я у тебя за спиной.
Таким образом, мы плавно переходим к геймплею, и рассказать здесь есть о чем. Начать предлагаю с того, что «У последней черты» — это, в первую очередь, экшен в условно открытом мире с возможностью перемещаться по нему как на своих двоих, так и на различных транспортных средствах. Вообще, игра просто под завязку набита различными геймплейными механиками – нам позволят и кататься на машинах, и проходить различные акробатические этапы, сражаться в перестрелках и в рукопашную, а оружие, в свою очередь можно крафтить самому, подгоняя под собственные нужды. Более того, в игре присутствует огромное множество головоломок завязанных на физике и заставляющих иногда задуматься над разгадкой. Ну и вишенкой на торте станет нечто вроде песочницы, пусть и бестолковой, но, тем не менее, являющейся важным элементом игры.
Дело не в том, что былых грехов не исправить...
В условиях категорического апокалипсиса, когда по улицам разгуливают одержимые, нам, волей-неволей, придется искать пути их уничтожения – благо, способов для этого есть предостаточно. Сражаться, как я уже говорил выше, можно с помощью оружия ближнего боя, либо прибегая к помощи огнестрела. Все геймплейные механики можно поделить на два вида – некоторые из них работают только в режиме обзора от первого лица, а другие исключительно от третьего. Использование различного подручного арсенала, типа валяющихся на земле труб, палок, топоров и прочего, разумеется, требует от игрока некоторой реакции, и потому работает ближний бой лишь, когда камера переносится за спину героя, а механика стрельбы, соответственно, включает вид от первого лица. Но, поскольку сражаться нам предстоит не с обычными людьми, а с демонами, что захватили их тела, то и способ их убийства будет весьма специфическим. Мало просто избить врага до такого состояния, чтобы он не смог встать – главное использовать самое сильное оружие против тьмы, а именно – огонь.
Так ты берешь на себя ответственность за пролитую кровь?
В этом и кроется одна из самых сильных сторон игры. Помимо самой честной физики огня, которая только была в видеоиграх, нам предлагают по своему усмотрению комбинировать различные предметы, чтобы наиболее продуктивно сражаться с противниками. Например, можно конечно избить монстра стальной трубой, а потом дотащить его тело до ближайшего источника огня, однако это довольно долгий и неудобный процесс, а потому, игра предлагает немало альтернатив. Никто не запрещает взять деревянную биту и поджечь ее, после чего любой, у кого хватит глупости к вам подойти, неминуемо погибнет. Или, к примеру, можно взять зажигалку и любой горючий спрей, тем самым создав импровизированный огнемет. Ну а можно пойти по совсем простому пути, облив патроны для пистолета чем-нибудь горючим, и вуаля – огненные пули сделают за вас всю работу.
У Центрального парка есть свои секреты.
Все схватки, как вы уже догадались, будут происходить в недрах Центрального парка и, поскольку локация эта довольно большая, прогулки по ней можно, по желанию игрока, заменить на, экономящие время, автомобильные поездки. Здесь, опять же, хочется остановиться на различиях геймплейных механик от первого и третьего лица. Во-первых, далеко не все авто, найденные в парке, будут снабжены заботливо оставленным в зажигании ключом, а значит, нам ничего не останется, кроме как угнать заветный транспорт и отправиться по своим делам. И знаете что? Мало того, что все внутреннее убранство автомобилей в Alone in the dark проработано до мелочей и обладает кучей интерактивных функций, так еще и механика угона транспорта с соединением верных проводков сделана как нигде здорово. Катаясь от третьего лица, вы не получите и сотой доли тех эмоций, которые доступны при виде из кабины, но с другой стороны, смертоносный катаклизм, уничтожающий все на своем пути, гораздо удобнее разглядывать от третьего лица.
Я устал от загадок. Пора получить хоть какие-нибудь ответы.
Что-то я все про экшен, да про экшен, словно в игре нет ничего другого. На самом деле, все это насыщенное действие, приведенное выше, неплохо так разбавляется размеренными головоломками, завязанными на честной физике, которая хоть и частенько сбоит, но все же старается справляться со своей задачей. С другой стороны, их сложно назвать полноценными головоломками, скорее игра, с помощью интерактивного окружения предлагает различные способы достижения цели. К примеру, вам нужно попасть в здание, а дверь заперта. Разумеется, можно попробовать найти ключ или код от электронного замка, но какой в этом смысл, если рядом валяется топор? Выбиваем дверь – PROFIT! Правда, если дверь железная, то это превращается в весьма монотонный процесс… А вот если дверь деревянная, то никто не запрещает просто поджечь ее и, дождавшись, пока доски прогорят, войти внутрь.
Добро пожаловать, Хранитель.
Наверное, если судить по всему, что написано выше, то кажется, будто перед нами чуть ли не идеальная игра. Увы, нет. Alone in the dark – это именно тот случай, когда техническое исполнение на корню рубит практически все интересные геймплейные механики. Вся игра сделана просто до ужаса криво, нет ни одного элемента, который бы работал так, как должен, а повсеместные баги только усугубляют ситуацию. Сейчас я не буду говорить про совсем уж грустные вещи, типа провалов под текстуры, коих здесь достаточно. Остановлюсь лишь на основных проблемах, которые действительно мешают играть.
Свобода даровать или отнимать жизнь — есть величайший выбор человечества.
Первый и самый главный косяк – это отвратительно кривое управление. За счет того, что игра буквально перегружена различными возможностями, кнопок на геймпаде банально не хватает, чтобы задействовать весь функционал, не навредив комфортному прохождению. Если же вы играете с клавиатуры и мыши, то да, кнопок хватает, вот только они разбросаны по всей раскладке, что тоже не слишком хорошо. Огромное количество невидимых стен, возникающих то тут, то там, камера, берущая невозможные ракурсы и не позволяющая правильно оценить ситуацию, а также очень грустная боевка, завязанная на поиске верного положения рук для замаха и удара по врагу, делают прохождение, порой, просто невыносимым, а потому, я не виню тех, кто не разглядел за всем этим безобразием хорошую, в общем-то, игру.
***
Однако, вот парадокс, когда я думал, какую же все-таки оценку поставить в итоге, я поймал себя на мысли о том, что от Alone in the dark я получил гораздо больше удовольствия, чем от обозреваемой в прошлый раз Assassin’s creed, у которой подобных проблем не было. Да, новая глава о приключениях Эдварда Карнби не смогла похвастаться достойным техническим исполнением, но она, что немаловажно, запомнилась и в нее было действительно интересно играть. Атмосфера мистической катастрофы, поглощающей Нью-Йорк, интригующая история и яркие персонажи с абсолютно великолепными диалогами – все это вкупе с пробивающим до мурашек саундтреком, помогло мне вынести финальный вердикт.
Плюсы: атмосфера мистической катастрофы, кинематографичность, яркие персонажи, множество геймплейных механик, интригующий сюжет.
Минусы: кривость всего и вся, баги, неудобное управление, сюжет проседает ближе к концу, смазанная концовка.
С Вами был Игорь Фесс. Спасибо за прочтение!