В своей заметке «Археолог в поле» я рассказал, что представляет собой археологическая экспедиция. Теперь, решил сделать фотозаметку про то, как проходят непосредственно раскопки. Несколько лет назад наш коллектив получил небольшие средства Министерства культуры на исследования одного каменного могильника в Ленинградской области. С той экспедиции набралось немало фотографий, поэтому, свой репортаж я решил поделить на две части.
Так как сведения об этом памятнике археологии были минимальны, нашей целью было получить первичные общие сведения об объекте, степени его сохранности, определить виды практиковавшихся здесь погребальных обрядов, разобраться с датировками отдельных погребений и хронологии могильника в целом. Пока дождались выдачи «Открытого листа», во дворе уже стояла осень…
Как я уже писал в упомянутой выше заметке, исследовательский процесс на объекте начинается с разметки раскопа. Сам топографический план территории могильника снят несколько ранее.
Приступаем к земляным работам. Снятие дерна.
На переднем плане фото – грабительская яма. Этому могильнику, как, впрочем, и многим археологическим памятникам, что у нас в области, что по стране – не повезло. Он попал в поле зрения черных копателей. Здесь обычные закопухи, из-за обилия камней – сделать не просто. Несколько ранее, грабители раскатали часть могильника бульдозером, и уже по рыхлой почве прошлись металлодетекторами. А яма на фото – совсем свежая, появилась этим летом. Под близлежащим деревом, на поверхности, мы нашли некоторое количество фрагментов металлических изделий – предметов быта, украшений, и несколько целых железных ножей происходящих из культурного слоя могильника. Скорее всего, грабители не посчитали эти вещи сколько-нибудь товарными, и выбросили их в сторону.
Вот так выглядит фронт наших работ.
Первые находки в процессе выборки поддернового слоя и расчистки появившегося каменного мощения. Женское украшение - бронзовая пронизка.
Еще одно украшение - бронзовый браслет.
Сняли слой, расчистили камни - в основном, мелкие плитки известняка. Перед тем, как копать дальше, произвели фиксацию.
Находки продолжаются. Бронзовая серьга. Несмотря на то, что бусинка лежала чуть в сторонке, в нескольких сантиметрах, выглядеть все это должно как на фотографии. Благо, аналоги таким сережкам имеются.
Копаем крайне аккуратно, грунт снимаем садовыми лопатками – пикировками, кроме того, дополнительно его просеиваем. В слое попадаются кальцинированные кости – останки погребенных, которые были кремированы. В костях выгорает вся органика, кроме солей кальция, которая придает им твердость. Благодаря этому, такие косточки хранятся в почве достаточно продолжительный период. Через некоторое время обнаружились и костяки трупоположений. Погребенные лежали в каменных ящиках, собранных из известняковых плит. Между ящиками так же было плитняковое мощение.
Очередная находка – железная ременная пряжка.
Грунт был достаточно твердый, как прессованный. Расчистка погребений, которую мы производили ножом и кисточкой, давалась не просто.
Ну и немного из нашего быта. Понятно, что погода в середине осени уже не для полевого лагеря. Поэтому, перед выездом озадачились поиском теплого жилья. В итоге, благодаря знакомым, жили в домике в расположенной неподалеку деревне. Каждый день к нам на подпитку приходили местные коты. Мне иногда удавалось выбираться на коротенькую рыбалку на близлежащий водоем, случалось даже что-то поймать. Коты очень полюбили свежую рыбку.
Продолжение следует…