Найти тему

📖 Творчество Франца Кафки: ощущение трагизма и неустойчивости мира

Пражская немецкая литература приобрела самостоятельное значение с конца XIX в. Специфические ее особенности определяются положением немецкой колонии в Праге и характером распадающейся Австро-Венгерской империи. Немецкая колония, насчитывавшая 300 тысяч человек в полумиллионной Праге, была оторвана от народа. Это были по преимуществу чиновники, торговцы, ремесленники, учителя, врачи, адвокаты, фабриканты.

Ощущение трагизма и неустойчивости мира еще более усиливалось и абсолютизировалось художниками. В бегстве от действительности в мир мистики, фантазии, фантасмагории искали выход Кафка («Процесс» и «Замок»), Рильке, Верфель и др.
Кафка в возрасте пяти лет
Кафка в возрасте пяти лет

Россия играла большую роль в творческом мироощущении многих австрийских писателей: как призрачная, мистическая страна для Кафки. «Островное» — национальное, социальное и языковое положение пражских немецких писателей, связанных с передовой немецкой и европейской культурой, привело к тому, что их произведениям не был свойствен национализм и милитаризм, у них не было мещанской узости взглядов, их практически не коснулось и ницшеанство. Славянское окружение привнесло в их произведения колорит богемской деревни и славянского фольклора. К числу наиболее талантливых пражских немецких писателей принадлежал Франц Кафка.

Кинский Дворец , где Кафка посещал гимназии, а его отец владел магазином
Кинский Дворец , где Кафка посещал гимназии, а его отец владел магазином
Творчество этого писателя, замеченное при жизни крупнейшими немецкими авторами Т. Манном и Б. Брехтом, отмеченное в 1915 г. премией Фонтане, влекло всеобщее внимание только в 40-е гг., когда он был воспринят на Западе как пример современного модернизма.

Кафка изображал восприятие мира как «конструкции» (термин Кафки). Это изображение человека, находящегося на пределе эмоциональной напряженности (экстатичность героя), отсутствие у персонажа индивидуальных черт (универсализация) позволяют говорить о чертах экспрессионизма в методе писателя. Сила творчества Кафки — в эмоциональном воздействии на читателя. Его произведения — три незаконченных романа («Америка», 1911—1916; «Процесс», 1915—1918; «Замок», 1921—1922), притчи, новеллы — мало или почти совсем не отличаются от записей, которых немало в его дневниках.

Кафка в 1910 году
Кафка в 1910 году

Одно из лучших произведений автора — «Прогулка в горы». Это притча, передающая зыбкое, подобное сновидению состояние тревоги и неопределенности, отчужденности человека от всего мира и вместе с тем желание найти контакты с ним. В ней воплотилось то, что сам автор в дневниках называл «странная неустойчивость всего моего внутреннего существа».

illustrators.ru/illustrations/934762
illustrators.ru/illustrations/934762

Проблема личности и её связей с обществом, теряя у Кафки свои социально-временные координаты, приобретала глобальное значение, универсализировалась, как и все мучившие его вопросы. Притча словно повторяет запись из дневника автора: «Неспособность выносить жизнь в одиночестве, скорее даже неспособность жить, но мне кажется невероятным, что я научусь жить с кем-то вместе. Однако я не в состоянии выносить натиска моей собственной жизни, требования собственной персоны... — все это в одиночестве выносить я не в состоянии ...». В притче ирония — результат осознаваемой автором противоречивости желаний и невозможности разрешить противоречия, кроющиеся в роковой для Кафки-модерниста обреченности человека на трагическое одиночество.

Другая его новелла «Стук в ворота» отражает неподдающуюся логическому анализу зависимость личности от господствующих в мире несправедливости и зла. Начинающаяся, как и многие новеллы Кафки, с зарисовки реальной картины бытия, она постепенно приобретает черты сновидения-кошмара, где нет постигаемой разумом связи явлений и где все наполнено ощущением неотвратимости беды и бессилия перед ней человека.

Реальная действительность в произведении Кафки теряет конкретные очертания, что приводит к возможности множественных ее истолкований, т. е. к распространению идей произведения на бесчисленный ряд подобных событий. В новелле отсутствует — и это характерно для Кафки — разработка характеров, основное внимание уделено созданию ситуаций, представляющих действительность как хаос. Отдельные сюжетные моменты «Стука в ворота» напоминают роман «Замок» — это фатальная зависимость бессильных и беззащитных героев новеллы от жестокой и несправедливой кары со стороны обитателей замка, и новеллу «В исправительной колонии» ощущением неотвратимости страдания, описанием комнаты в избе, более похожей на тюремную камеру, где нечто посередине напоминает одновременно тюремные нары и операционный стоя. Новелла передает не столько реальный мир, сколько экспрессионистское стремление дополнить его своим авторским восприятием.

мемориальная доска в Праге
мемориальная доска в Праге

«Сновидческий» характер творчества Кафки придает его произведениям особую биографичность, но не в плане передачи событий, а в плане передачи состояний. Конкретный реальный мир как будто не замечаем писателем, но именно его алогичность, жестокость, абсурдность, необъяснимую двуликость и отражает его творчество. Трудно проследить эволюцию творчества Кафки, но можно говорить об изменении его героя: он идет от растерянности перед враждебным ему миром («Америка»), через осознание своей причастности к порочности мира («Процесс»), к признанию своей полной связанности с ним («Замок»).

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на развлекательно-просвети́тельский канал в Яндекс.Дзен 📜 ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ