Пресс-служба Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ, Санкт-Петербург) сообщила о закладке нового уникального военная корабля нового поколения проекта 12700 «Александрит» для ВМФ РФ. Официальная церемония закладки состоится 26 декабря, а корабль получит имя «Яков Баляев» - в честь наводчика ручного пулемета 355-го отдельного батальона морской пехоты ТОФ, героя СССР Якова Илларионовича Баляева. Новый корабль будет пятым по счету в серии (включая головной).
Проект «Александрит» подразумевает строительство минных тральщиков нового поколения. Корабли изготавливаются с мощным заделом на будущее. При проектировании тральщика были использованы новые идеи и технологии, что позволяет назвать «Якова Баляева» уникальной морской боевой единицей. Например, существенно изменили принцип траления мин и реализовали концепцию морского «охотника за минами», а корпус сделали из монолитного стеклопластика. Примечательно, что только СНСЗ имеет возможность изготавливать корпуса длиной до 80 метров.
Объясним, почему корабли «Александрит» уникальны и чем так полезна концепция «охоты за минами». Дело в том, что в настоящее время минное вооружение сделало серьезный шаг вперед. Сегодня мины стали умными и умеют распознавать, а также уничтожать конкретные цели. Они могут плавать или залегать на грунте. В конструкции большинства взрывных устройств устанавливается многоканальные комбинированные взрыватели, а потому использование кораблей с контактными и неконтактными тралами стало менее эффективным. В итоге инженеры пришли к выводу, что необходимо отойти от концепции траления мин вслепую — нужны корабли-искатели мин.
Особенностью кораблей проекта «Александрит» является: использование стандартных тралов (контактные и неконтактные): эксплуатация интегрированного комплекса с многочастотной подкильной гидроакустической станцией миноискания (ГАСМ) и системой управления тралами, буксируемым гидролокатором. Кроме того, на корабли противоминной обороны установлена система АСУ ПМД для автоматического минного противодействия.
Как уже говорилось выше, корпус уникален, так как он сделан из полимерных материалов. Однако его исключительность проявляется в свойствах. Корпус корабля имеет повышенную устойчивость к взрывам и ударам. Кроме того, понижен уровень физических полей. Использование полимеров также сделало морскую единицу более незаметной, что укладывается в концепцию применения стелс-технологий. Примечательно, что изготовление корпуса проходит с использованием технологии инфузии — закрытого формования корпусных конструкций. «Александриты» - единственные корабли в мире, которые собираются по такой технологии.