Диалог с моей двоюродной сестрой (когда та училась ещё в первом классе). «Представляешь, мы на праздник учительнице подарили огромную стопку шоколадок! Вот у неё слипнется там! Не жирно ей вообще будет?!» – говорит моя крайне возмущенная сестра. На что я спрашиваю: «А то, что она весь год вас терпеливо учила, поправляла, готовила вам занятия не достойно шоколадки?». «Ну, я же сама училась! Сама писала, читала и т.д. А она только давала задания и оценки ставила!» - настаивает на своем «обиженная» девочка.
А вот другая ситуация. Идет занятие по йоге и одна девочка мечтательно говорит: «Поскорее бы праздник…». Я спрашиваю, какой праздник она ждет. «Какой-нибудь» - отвечает она. Дальше девочка начинает перечислять, как много всего ей будут дарить и сколько денег она сможет собрать с праздника. На что я резонно спрашиваю, а дарит ли она что-нибудь на праздники своим родным. «А зачем?» - удивленно восклицает она. «Нет, ну я, конечно, нарисую какую-нибудь открытку, и хватит» - задумчиво продолжает ребенок.
Я думаю, все видели ситуацию, когда мама дергает ребенка со словами: «Ты сказал спасибо?». После чего ребенок бурчит слова благодарности и убегает. Чувство благодарности очень капризное чувство. Оно рождается только на стыке между тяжелым переживанием и чужой помощью. Для того чтобы его испытать необходимо нуждаться в помощи. После того, как человек получает помощь от спасителя, то он ему благодарен. Ребенок не испытывает нужды в учебе. Учительница скорее отрицательный персонаж этой пьесы. Её задания это преграды между ребенком и улицей, компьютером, веселой игрой. И быть благодарным за то, что она лишила его игры и заставила делать какие-то задания, а ещё и папа ремешком по попе настучал, это нонсенс.
С другой стороны, если не создавать для ребенка ситуаций, в которых тот мог бы почувствовать себя благодарным кому-то, это воспитание эгоизма. Я помню, как меня забирал отец после школы, это было зимой перед новым годом. Мы шли по заснеженной дороге, и он спросил меня (мальчика из начальной школы): «А ты что будешь дарить маме?». Я опешил: «У меня и денег нет, чтобы купить что-нибудь, и не думал ещё об этом». «А давай так, мы сейчас зайдем в магазин, и ты выберешь маме то, что, по-твоему мнению ей нужно? Ты же хочешь подарить ей что-нибудь приятное, а насчет денег не переживай, ты выбери, что надо, а я куплю». И помню, с каким трепетом я ходил от одной витрины к другой и искал, то, что хотел бы подарить. Для меня это было очень важно. Отец смог создать ситуацию, в которой я почувствовал себя способным сказать «Спасибо».
В йоге специфический взгляд на благодарность и дары. Дар – это привязанность. Не следует зацикливаться на подарках или наоборот впадать в крайность и всё раздавать. Йог самодостаточен и принимает то, что есть. Но для ребенка испытывать благодарность очень важно, как и важно, для родителя не заставлять быть благодарным своё чадо, а создавать ситуации благодарности. Это поможет ребенку наладить устойчивые и глубокие отношения с другими людьми. Возможно, в будущем он будет испытывать даже большее удовольствие от того, что отдает другим, а не оттого, что получает.