Рассказ о том, почему многие любят фильмы с жизнерадостным уроженцем поднебесной. (С примерами и рекомендациями)
Сегодня я бы хотел рассказать вам о таком значимом для мирового кинематографа человеке, как Джеки Чан. Речь пойдёт не столько о его жизненном пути, сколько о его фильмах, которые полюбились миллиардам людей по всему миру. Данная статья поможет людям, уже знакомым с творчеством китайского актёра/режиссёра/продюсера, по-новому взглянуть на его фильмы, а людям, только наслышанным о творчестве Джеки, данная писанина станет рекомендацией.
Но давайте по порядку.
Сначала поговорим о главном в его фильмах - драках. Почему сцены махания кулаками в его картинах выглядят так натурально и ритмично? На это есть несколько причин. Во-первых, в Голливуде преобладает тенденция к затемнению и насыщению кадра тёмными оттенками, что, по-моему, значительно облегчает жизнь монтажёрам и дублёрам, но никак не зрителю, который вынужден напрягать свои глаза, чтобы разглядеть хоть что-то. В своих фильмах Джеки Чан наоборот использует большое количество источников света, а в дополнение к этому тенденция выделения отражается и в костюмах - если противники одеты в чёрное, то Джеки одет в белое (либо в другие цвета).
В отличие от своих западных коллег Джеки умеет драться в реальной жизни, и поэтому нет никакой необходимости оператору трясти камеру, а монтажёру нарезать макраме из отснятых кадров. Кадры всегда общие и статичные, а монтаж практически отсутствует, ибо сцены сняты чуть ли не одним кадром. Всё это служит для единственной цели - зритель должен отчётливо видеть происходящее на экране, чтобы получить настоящее удовольствие от просмотра фильма. А отвечая на вопрос, почему он может себе это позволить, мы переходим к следующими пункту.
Все трюки в большинстве его фильмах выполняет его собственная команда профессиональных каскадёров. В те времена ещё не была так распространена компьютерная графика, и все трюки приходилось исполнять самостоятельно. Это было не сложно, ибо все, кто состоял в каскадёрской группе, владели боевыми искусствами, в том числе и Джеки владеет мастерством кунг-фу. Тут стоит заметить, что вопреки распространённой легенде, он выполнял не все трюки самостоятельно: иногда он просто не успевал отснять сцену и требовались дублёру, иногда ему мешали травмы, а бывало, что он физически не мог выполнять сложные трюки самостоятельно. Нужно помнить, что он прежде всего человек из крови и плоти, как и другие люди, которые заработали множество травм, пытаясь снять отличное кино.
Отсюда вытекает следующий вопрос - почему его фильмы заставляют нас улыбнуться, а иногда и посмеяться от души? Кроме обычных, вполне неплохих словесных шуток в фильме сама драка зачастую становится комедийной. Почти всегда Джеки в меньшинстве, и поэтому ему приходится применять творческий подход и использовать своё окружение для того, чтобы победить. Это своего рода стало шуткой - невозможно победить Джеки Чана в комнате забитой мебелью. Необычное использование привычных предметов интерьера заставляет нас улыбнуться. Кроме того, в своих фильмах Джеки сам получает по голове от врагов из-за своей неосторожности или банальной глупости. Он в отличие от многих голливудских героев не непобедимый и зачастую обращает своё и наше внимание не на саму боль, а на то как он реагирует на неё: кривит лицо, дует на пальцы и т.д.
Кроме того, Джеки мог позволить себе то, что не может позволить себе Голливуд до сих пор - время. Весь график съёмок расписан, а любая задержка грозит многомиллионными потерями. В некоторых фильмах на каждую сцену выделяют максимум три дубля, и, если даже сцена вышла не совсем хорошей, приходится двигаться дальше, оставляя дальнейшую работу монтажёрам. Джеки же перфекционист, поэтому он не покидает съёмочную площадку пока всё не выйдет идеально. А Гонконгские студии ему это позволяют, потому что доверяют ему. Это во многом стало возможным благодаря тому, что Джеки брал небольшие гонорары за свои роли, к тому же он очень часто тратил их на помощь своей каскадёрской группе. Как он сам говорил, кино останется навсегда, поэтому имеет смысл кропотливо трудится над ним - ты не сможешь прийти в каждый кинотеатр и объяснить всем, что была не такая погода или актёр не смог снять лишний дубль. "Зритель судит в категориях нравится - не нравится, ему безразличны ваши отговорки". Вот вам пример такого отношения к съёмкам:
Так почему же многим так нравится Джеки? В своих фильмах он всегда исполняет роль простого парня, зачастую безответственного, поэтому давайте будем честны сами с собой -
с ним легко ассоциировать себя. Более того - хочется . Почти каждую драку Джеки начинает с позиции лузера: он закован в наручники, окружён или находится в другом неудобном положении. Он добивается победы не столько благодаря своим великолепным бойцовским качествам, сколько потому, что он не сдаётся и продолжает сражаться. Сражаться, используя не только кулаки, но и мозги. Этот аспект его фильмов является своеобразным отражением жизненной позиции Джеки - парня из небогатой семьи, который смог стать настоящей легендой только благодаря своему природному упорству. И это на мой взгляд отличный пример для молодёжи. "Все смотрят на сцены драк в моих фильмах и говорят: "Как же круто, Джеки!". Но это не круто. Вы сами можете сделать тоже самое, нужно лишь терпение и упорство".
Далее я перечислю фильмы с участием Джеки Чана, которые нравятся лично мне:
1. Змея в тени орла, 1978 год.
2. Доспехи Бога, 1986 год.
3. Разборка в Бронксе, 1995 год.
4. Час Пик, 1998 год.