Чем определяется успешность фотографа? Разными показателями, конечно. Но одним из значимых параметров в этом списке будет следующий: какое количество людей знает его работы. Зависимость прямая: чем больше людей представляет о ком идет речь, тем более успешен фотограф.
А вот о Вивиан Маейр, как о фотографе, до недавнего времени не знал практически никто. И только случай помог узнать о ней. Все случилось в 2007 году. Некий двадцатишестилетний агент по недвижимости по имени Джон Малуф в поисках материала для своей книги об истории Чикаго пришел на аукцион, продававший книги, мебель и антиквариат, и увидел картонные коробки, заполненную старыми негативами. Фотографией Джон Малуф не увлекался, но был одержим изучением истории. Покупая старые негативы, он надеялся обнаружить в них что-нибудь интересненькое по истории Чикаго. Тогда он еще не знал, что откроет миру новое имя талантливого фотографа середины двадцатого века.
Потратив несколько дней на просмотр негативов, некоторые из которых даже не были приведены в порядок, Джон Малуф понял, что это не случайные снимки случайного фотографа. Перед его глазами представала живая картина жизни Чикаго, картина живая, объемная, правдивая. Даже ему, совсем несведущему в фотографии, было понятно, что сделал их настоящий фотограф, способный видеть мир, умеющий выхватывать самые важные картинки этого мира. Джон Малуф вернулся обратно и купил остальные вещи этого, тогда ему еще неизвестного, фотографа.
На одном из конвертов с фотографиями он нашел запись, что эти фотографии в одной Чикагской фотомастерской заказала некая Вивиан Майер. На свет выплыло имя. Обыкновенное женское имя. Кто она такая, устроители аукциона не знали. Коробки несколько лет назад были сданы на склад для хранения. Но через некоторое время за их хранение перестали платить, и владельцы склада выставили вещи на аукцион. Поиск в интернете не дал никаких результатов. К тому времени отсканировав негативы и внимательно рассмотрев фотографии, новый владелец понял, что в его руки попали настоящие сокровища.
Дух исследователя заставил Джона Малуфа все глубже и глубже погружаться в мир найденных фотографий. Он даже приобрел такую же камеру, которой пользовалась Вивиан Майер. Он ходил по местам, запечатленным на старых фотографиях, снимал те же улицы, сравнивал, искал изменения, происшедшие за половину столетия, радовался неизменностям. И продолжал искать сведения о Майер. И ему повезло. Однажды, спустя более года после начала поисков, в одной из газет он наткнулся на некролог, в котором сообщалось, что в доме престарелых на восемьдесят четвертом году скончалась некая Вивиан Майер. Она ли? Джон Малуф сразу же отправился туда с надеждой разгадать так мучавшую его загадку. Это была она.
Джон Малуф встречался с людьми, лично знавшими Вивиан Майер, собирал о ней сведения, которые и легли в основу его книги.
Кем же была эта женщина?
Родилась Вивиан Майер в 1926 году. А вот место ее рождения точно неизвестно - то ли в Нью-Йорке, то ли где-то во Франции. Ее мать была француженкой, отец - австрийцем. Детские годы прошли во Франции. Но известно точно, что в 25 лет Вивиан приехала в Америку. Устроилась работать в кондитерский магазин, но через некоторое время оставила эту работу и нанялась няней в богатую семью. 40 лет своей жизни Вивиан Майер работала в разных семьях, воспитывая чужих детей. О ее личной жизни никаких сведений Джон Малуф не нашел. Да и вряд ли она была. Все время занимала работа с детьми и хобби, которому Вивиан посвящала все свободное время.
Вивиан Майер фотографировала. Фотографировала много, упорно и вдохновенно. Каждый год почти по 200 пленок, а еще обработка их. Так что о какой личной жизни можно говорить. Была она, как сейчас говорят, уличным фотографом. Ходила по улицам, снимала людей, жанровые сценки. Все ее снимки сделаны хорошим среднеформатным аппаратом Rolleiflex. Эти фотографии - свидетельства жизни огромного города на протяжении десятков лет. И это не просто случайные снимки, это действительно работы настоящего профессионала, снятые грамотно и качественно.
Она никому не показывала свои работы, нигде не публиковала, никогда не выставляла на общее обозрение. Она снимала для себя. И бережно хранила все негативы в картонных коробках, перевозя их с одного места жительства на другое. Один из ее работодателей вспоминал, что при переезде в его дом, Вивиан привезла с собой около двухсот коробок.
Она проповедовала феминизм, ходила в мужских брюках и куртках, любила широкополые шляпы. Была грубоватой, никогда не боялась сказать правду в лицо. Но, не смотря на это отношения с детьми, с которыми она работала, всегда складывались отлично. Воспитанники любили свою странную няню, поддерживали с нею связь и когда вырастали. Именно ее воспитанники помогали Вивиан Майер, когда она вышла пенсию, сняли для нее квартиру, давали деньги на жизнь.
Когда Вивиан было 82 года, случилось несчастье. Она поскользнулась на улице и сильно ударилась головой. Ей так и не удалось оправиться от травмы, и через год она умерла в доме престарелых, не оставив никакого завещания. Главное ее достояние - коробки с негативами - продались на аукционе.
Джон Малуф целый год разбирал негативы. И наконец в 2009 году он выложил отсканированные фотографии в интернет. Появление этих фотографий не прошло незамеченным. Он получил около 200 предложений сделать выставку или снять документальный фильм о Вивиан и ее истории. Говорят, что в распоряжении Джона Малуфа имеется более 100 000 негативов, до сих пор они еще не все разобраны и отсканированы. Но уже проводятся выставки, снимки публикуются в интернете.
Рассматривать фотографии Вивиан Майер можно бесконечно. Они такие живые, они настоящие и, несмотря на пройденное с момента их возникновения время, удивительно современные.
Посмотреть работы фотографа Вивиан Майер можно на официальном сайте, посвященном ее творчеству: http://www.vivianmaier.com/