Найти тему
Ритм Евразии

Сирия: закрепить военную победу!

6 декабря Владимир Путин, находившийся в это время на Горьковском автомобильном заводе, со ссылкой на доклад министра обороны Сергея Шойгу сообщил о полном разгроме «Исламского государства» в результате операции на обоих берегах Евфрата.

«Естественно, ещё могут быть отдельные очаги сопротивления, но в целом боевая работа на этом этапе, на этой территории закончена, повторяю, полным разгромом террористов», – подчеркнул Президент РФ.

Более расширенную информацию, как и положено им по должности, дали в связи с этим военные.  На ежегодном брифинге для иностранных военных атташе начальник Генерального штаба Вооруженных сил – первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов сообщил, что «наступающие подразделения бригадного генерала Сухела и 5-го добровольческого штурмового корпуса разгромили остававшиеся незаконные вооруженные силы в провинции Дейр-эз-Зор и, освободив населенные пункты Салихия, Эль-Хрейта, Эль-Катья и Мусалаха, соединились с правительственными войсками, наступавшими с юга». Всего освобождено более 1 тысячи населенных пунктов и деблокированы основные коммуникации.

Таким образом, констатировал генерал Герасимов, «на сегодняшний день территории, подконтрольной ИГИЛ, на территории Сирии не существует».

Одним из последних, решающих стал групповой удар, нанесенный шестью дальними бомбардировщиками Ту-22М3 по складам вооружения и боеприпасов, опорным пунктам и скоплению террористов ИГ в провинции Дейр-эз-Зор. Он позволил сломить ожесточенное сопротивление террористов в районе населенного пункта Эс-Сайяль и обеспечить существенное продвижение сирийских правительственных войск.

Дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 активно применяются для ударов по ИГ буквально с самого начала операции в Сирии, стартовавшей осенью 2015 г. Самолеты взлетают с территории РФ, совершают перелет над территорией Ирана и Ирака и наносят по террористам групповой удар.

Высокую оценку дал действиям своих бывших подчиненных недавний главком Воздушно-космических сил России, а ныне глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев: «Дальние бомбардировщики Ту-22М3 показали в Сирии высокую эффективность. Эти многорежимные ракетоносцы отлично работают как поодиночке, так и в команде».

Решающая роль ВКС и в целом российских военных в разгром террористического интернационала в Сирии, казалось бы, вещь неоспоримая. Только за последний месяц в интересах наступавших на восточном берегу Ефрата отрядов сирийского ополчения авиацией ВКС было выполнено 672 боевых вылета и поражено более 1450 целей.

Но вклад ВС РФ тут же попытались оспорить в США. Официальный представитель Пентагона Эрик Пэхон заявил, что большая часть территории в Ираке и Сирии была освобождена благодаря усилиям глобальной коалиции США и ее партнеров. Иначе говоря, он продолжает настаивать на озвученной ранее версии Пентагона о том, что режим Башара Асада в Сирии и Россия не продемонстрировали серьезного подхода в разгроме ИГИЛ, и основная часть заслуги в этом принадлежит коалиции во главе с США.

 «Не более, чем попытка выдать желаемое за действительное», – оценили эти слова в Минобороны РФ. И действительно, в течение последнего месяца суточная боевая работа международной коалиции по террористам ИГИЛ на востоке Сирии не превышала три-пять ударов по одиночным целям вдали от опорных пунктов боевиков. «Суммарное количество ударов коалиции (США) в Сирии за месяц не превышает суточной нормы ударов по ИГИЛ авиацией ВКС России», – резюмировали в Минобороны РФ.

Но эти факты, как видно, не заставили устыдиться ни США, ни их союзников. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан выразил «удивление» по поводу того, что Россия – цитируем министра – «присваивает себе победу» над террористами в Сирии. «Оказывается», российские военные пришли на помощь правительственным войскам Сирии «с определенным запозданием и добились освобождения Дейр-эз-Зора».

Утверждения российской стороны о её решающем вкладе в разгром ИГИЛ глава французской дипломатии назвал «несколько необоснованной интерпретацией» событий. А что тогда представляют из себя слова Жан-Ив Ле Дриана? Если без дипломатии – натуральную ложь, ни на чем не основанные произвольные утверждения.

Члены коалиции не только не усердствовали в разгроме террористов, но и пытались прямо мешать ему. 9 декабря конкретные факты на этот счет привел официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. Большинство сближений российских и американских самолетов в районе долины реки Евфрат в Сирии, отметил он, были связаны с попытками американской авиации создавать помехи уничтожению террористов ИГ.

«Так, например, 23 ноября в воздушном пространстве над западным берегом реки Евфрат американский истребитель F-22 активно препятствовал российской паре штурмовиков Су-25 выполнять боевую задачу по уничтожению опорного пункта ИГ в пригороде города Меядин. Самолет F-22 отстреливал тепловые ловушки и выпускал тормозные щитки с постоянным маневрированием, имитируя воздушный бой», – сообщил И. Конашенков журналистам. Только «после появления рядом российского многофункционального сверхманевренного истребителя Су-35С американский истребитель прекратил опасные маневры и поспешил удалиться в воздушное пространство Ирака».

Российские военные – люди не обидчивые. В конце концов, как говорится, славой сочтемся, главное – многострадальная Сирия получила, наконец, возможность жить без изнуряющей борьбы с международными террористическими группировками. 

Что предстоит сделать в ближайшее время, чтобы закрепить военную победу? По этому поводу свой взгляд высказал Владимир Путин: «Дальше нам нужно будет вместе с другими участниками этого процесса, вместе с правительством Сирии, вместе со странами региона, с ООН переходить, безусловно, к следующему этапу – началу политического процесса, созданию и проведению, как мы договорились в рамках трёхсторонней встречи в Сочи президентов России, Ирана и Турции, конгресса народов Сирии [Конгресс сирийского национального диалога], выхода на подготовку новой конституции, а затем, по мере развития этого процесса, и к выборам президента, парламента».

Это – очень большая, длительная работа, подчеркнул российский президент. «Для начала нужно сделать хотя бы первые шаги: укрепить то состояние, которое сейчас сложилось, укрепить зоны деэскалации, добиться того, чтобы кровопролитие окончательно прекратилось на сирийской территории, и перейти к процессу мирного, политического урегулирования», – отметил он.

Порох, однако, надо держать сухим. Часть сил и средств из состава российских ВС будут возвращены из Сирии на родину, но военные базы Хмеймим и Тартус после завершения военной операции не только будут действовать, но и получат дальнейшее развитие – об этом на днях заявил глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. «Обе базы в Сирии, и Хмеймим, и Тартус, не только продолжат функционировать, но постоянно будут улучшать свои качества и возможности, имея впереди долгосрочную перспективу нашего присутствия в этом далеко не спокойном регионе», – отметил он.