К КОДЕКСУ ПОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОГО ЖУРНАЛИСТА В СОЦСЕТЯХ. Когда я получаю в ответ на свой пост нечто, что меня злит или раздражает, первая реакция - выплеснуть тут же в ответ все, по этому поводу думаю. Или, точнее, не что думаю, а какие слова по этому поводу имею сказать. Однако, досчитав до десяти, я поступаю иначе. В худшем случае - храню молчание и жду, когда меня осенит правильным ответом. В лучшем - даю ответ не по принципу "сам дурак" или "око за око", а по возможности приглашающий к конструктивному размышлению и без наезда на собеседника. Но когда появляется что-то совсем уж невежественное и нелогичное - непонятно как с этим обойтись. Я не могу позволить тратить много времени в попытки вкрадчиво и незаметно воспитывать оппонента, повышая его уровень. Но и не знаю, как вежливо, конструктивно и с пользой для нас обоих ответить. Поэтому пока молчу и не теряю надежды придумать что-то и для таких ситуаций.
К такому толерантному отношению в дискуссиях меня подталкивает следующее соображение. Если я действительно хочу стать профессиональным независимым журналистом, т.е. превратить в конце концов это прекрасное занятие и в форму заработка, то к каждому читателю я должен относиться как к ресурсу. А ресурсами не разбрасываются. По ходу меня осенило: по идее, любой бизнесмен к любому человеку относится как к потенциальному ресурсу. А потому - он всегда улыбчив, дружелюбен и вежлив. Как говориться, "с лакеем, с дворником, с собакой дворника, чтоб ласковей была...".
Есть ли в таком "манипулятивном" подходе что-то гадкое и безнравственное, что убивает человечность и искренность? Однажды, после психотерапевтической беседы мой близкий друг стал объяснять мне, как, что и зачем он делал со своим пациентом. Я сказал: Не считаешь ли ты, что есть что-то нехорошее в том, что ты относишься к человеку как к механизму и пытаешься нажимать на разные рычаги и кнопки. Нет, - ответил он, - потому что я делаю это по необходимости и из профессоинального долга; а главное - потому что я могу это применить при необходимости применяю и по отношение к самому себе.