Знаете, почему слово "шифр" так похоже на слово "цифра"? А потому что это одно и то же. В раннем и непросвященном средневековье, когда арабские цифры еще не были в повсевместном использовании, цифры использовались для "тайного письма" - шифра. Закодированные сообщения с помощью непонятных богомерзких значков и назывались "зашифрованными". В принципе, правильно называть шифром только такие строки, где вместо букв используются арабские цифры. Это сейчас шифром кличут что ни попадя, даже ребусы, что уж там говорить :)
Когда арабские цифры начали проникать в Европу, формируя более удобную запись и счет, находились весьма агрессивные счетоводы, которые не желали использовать "дьявольские символы, которыми Сатана сбил арабов с пути истинного" и пытались как могли и где могли заменить новые цифры на римские. Понятно, что стабильность и проверенность римских цифр не устояла, несмотря на рьяную защиту.
Одним из популяризаторов новых знаний и в частности исчисления был, внезапно, римский папа Сильвестр II (946-1003), оказавшийся, как сейчас говорят, гиком, - больно он любил математику. А его за это не любили. Умный? Значит, колдун!
Настороженное отношение к цифрам и математике вообще оставалось в цивилизованном мире еще, ой, как долго. Спустя шесть веков после смерти папы Сильвестра II, в 1003 г., церковники приказали вскрыть его могилу, чтобы проверить, нет ли там демонов, которые внушили ему интерес к науке сарацинов.
Собственно говоря, еще в 4 веке н.э. святой Августин всё понял и разъяснил насчет математиков: "Добрый христианин должен остерегаться математиков и всех прочих пустых предсказателей. Существует опасность того, что математики заключили договор с дьяволом, чтобы помрачить дух человеческий и увлечь его в ад".
И только в 16 веке математика перестала быть эзотерической богопротивной наукой и всё завертелось!