Найти тему
galgut_and_books

История об интернет-пространстве от автора "Географ глобус пропил"

Алексей Иванов - один из самых читаемых современных российских авторов. Кроме того его книги активно экранизирую. В 2013-ом году выходил фильм «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским, а в скором времени на экранах можно будет увидеть сериал, снятый по роману «Ненастье», с набирающим популярность Александром Яценко в главной роли.

Иванова от множества его собратьев по перу отличают регулярные эксперименты с жанрами. В копилке писателя имеются несколько реалистических городских романов, исторические романы, документальная проза и даже своеобразное фэнтези. «Комьюнити» (2012 год) сам автор называет антиутопией, то есть по сути - фантастикой.

Фото - moeobrazovanie.ru
Фото - moeobrazovanie.ru

«Комьюнити» рассказывает о внутренней кухне крупной IT-компании ("ДиКСи"), занимающейся разработками расширений для браузеров, адаптированной под интересы пользователей новостной лентой, а также поисковой системой, выдающей по запросу только избранные ссылки, строго соответствующие потребностям того или иного клиента.

ДиКСи также включает в себя так называемые комьюнити, напоминающие тематические форумы. Собственно повествования крутится вокруг одного из таких сообществ. Оно создаётся главным героем (менеджером IT-компании) и призывает пользователей разобраться с тем, что означает слово ABRACADABRA, высеченное на надгробии. Участники комьюнити быстро разгадывают подкинутую задачку и начинают заваливать сообщество комментариями на тему, а по факту, сливают информацию, выуженную из Википедии.

Параллельно с этим интернет мракобесием идёт рассказ о разделе ДиКСи после смерти одного из соучредителей. Здесь, понятное дело, плетутся интриги, подставляются и подсиживаются сотрудники компании. Осложняет ситуацию внезапное появление наследника, которой не прочь урвать самый большой кусок пирога.

Третья составляющая романа - размышления о Москве и приезжих, стремящихся в мегаполис за лучшей жизнью. Иванов называет эту ветвь развития сюжета «очерком нравов о провинциалах в столице».

Цельность романа обеспечивается за счёт крепкого переплетение всех сюжетных линий. И если в начале повествования они ещё могут казаться разграниченными и несвязанными друг с другом, то чем ближе к финалу, тем в более тугой узел они завязываются. Иванов стирает грани между мистическим и реальным, между работой и личной жизнью. Создаётся общее онлайн-оффлайн пространство, в котором происходящее в сети не менее реально, чем окружающие предметы. Таким образом интернет как будто вырывается из технических тисков и заявляет свои права на жизни и судьбы людей.

По большому счёту любая реальность виртуальна, потому что где находится виртуал? В компьютере? Там железки. В железках? Там слабые токи. У нас в головах? Но почему тогда мы не можем управлять этой реальностью? Знаете, как цинично говорят: не важно, как народ голосует, важно, как избирком считает. По аналогии: не важно, что вы называете реальностью, важно, какой механизм вам отбирает её феномены. А механизм - «ДиКСи». Семантический интернет. Мир как развлечение!

В «Комьюнити» Иванов поднимает одну из важнейших проблем современности - влияние интернета на наши умы. Сеть диктует людям, чем им нужно интересоваться, куда ходить, с кем общаться и так далее. Предоставляя нам видимость громадного выбора, интернет на самом деле сковывает нас по рукам и ногам. Для нашего удобства создаются платформы, обещающие подобрать то, что резонирует именно с нами, лишая нас при этом возможности самим найти то, что нам действительно нужно. Мы оказываемся в некой ловушке информационного пространства, становимся рабами потребления того, на что нам указали. Самые современные методы манипуляции массами, скрывающиеся за ширмой новых технологий, призванных якобы спасти мир.

Портал «ДиКСи», лучший в мире специалист по интересному, является не тем, за что себя выдает. Представьте, что вы — покупатель на базаре. Вот вы пришли, «ДиКСи» вас встретил и тотчас по глазам вашим понял, что вас интересуют, предположим, грибы. Он сразу даёт вам наводки: у дяди Вани вон там солёные грузди, у бабы Мани вот тут маринованные опята, а у дедушки Ильи Петровича здесь самые свежие белые. Это то, на что вы рассчитываете. А на самом деле вы приходите на базар, и ничего вам не нужно и не интересно, а «ДиКСи» вам предлагает: можно грибочков купить, можно поглазеть, как медведь под гармонь пляшет, можно на столб за сапогами сползать, а вот тут вам водочки нальют.

Пожалуй, раскрытие темы влияния интернета, лучшее, что есть в «Комьюнити». На момент 2017-го года выводы Иванова не кажутся инновационными и открывающими глаза на действительность, но тем не менее, они заставляют углубиться в проблематику и сделать для себя важные выводы, способные помочь не угодить в ловушку глобальной сети. Остальные мысли Иванова, обозначенные в романе, довольно блеклые и плохо прописанные. Взять хотя бы «понаехавших». По сюжету всё сводится к пробиванию места под солнцем через постель и/или нечестные махинации. Идея стара как мир, да и упрощена до предела. К тому же весьма опошлена автором, да и Станиславский бы не поверил. Аналогичная ситуация с корпоративными дрязгами - кто больше заплатит, того и тапки, плюс снова без спального ложа не обошлось. А вот загадочная ABRACADABRA поинтересней, особенно в своем историческом бэкграунде. Вполне можно было бы заменить название романа «Комьюнити» на «Всё что вы хотели знать о Чёрной смерти, но боялись спросить, и другие рассказы». Впрочем, смущают две вещи. Первая - рерайт исторических статей. Его катастрофически много. Вторая - не совсем понятно, для каких целей Ивановым была выбрана именно Чума, и зачем читателю столько о ней знать. Объяснить сеи феномены можно любовью автора к документалистике и желанием на примере показать, насколько удобен «сервис», где всё сразу под рукой и не нужно искать дополнительные материалы. Но, увы, это не убедительно.

В целом роман Алексея Иванова вышел небезынтересным, в некотором роде просветительским и дающим не мало пищи для размышления. Повествование по началу интригует, а потому затягивает, ближе к концу, правда, скатывается в сюрреалистический мало понимаемый ряд, а в финале и вовсе выходит из-под контроля. Тем не менее ознакомиться с «Комьюнити» стоит ради заложенных в нём мыслей, и можно просто не обращать внимание на неправдоподобную любовную линию и слишком приторных героев.

Фото - bobr.by
Фото - bobr.by