«Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу», — писал в середине XIX века в своих «Записках» один из самых известных российских мемуаристов Филипп Вигель.
Существуют десятки карикатур на Д.Кваренги, созданные художниками его эпохи — А.Виги, А.Орловским, О.Кипренским и другими. Одни из самых ироничных и виртуозных рисунков принадлежат перу короля шаржа начала XIX века Александру Орловскому. Его портрет носа архитектора (не фрагмент, а именно портрет носа) выводит на сцену нос как самостоятельный персонаж задолго до появления этой темы мифологии «Петербургских повестей» Н.Гоголя.
Неподалеку от здания Конногвардейского манежа, на Исаакиевском наплавном мосту - первом мосту через Неву, соединявшем Васильевский остров с центральной частью города и протянувшемся от Медного Всадника до Меншиковского дворца, стоял герой повести Гоголя "Нос" цирюльник Иван Яковлевич. "Потрепанный гражданин" "... прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом..."
А что же наш герой, знаменитый итальянский зодчий Д.Кваренги...Среди основных построек Кваренги: здание Академии наук (1783-1789), Эрмитажный театр (1783-1787), дворец Юсуповых на набережной Фонтанки (1789-1792), Государственный Ассигнационный банк (1783-1790), Александровский дворец в Пушкине (1792-1796), Смольный институт (1806-1808) и Конногвардейский манеж (1804-1807).
"Работу свою он любил необычайно, и любое дело в руках его спорилось, никому Кваренги не отказывал: нужна триумфальная арка Наполеону в Бергамо? Пожалуйста! Нужны триумфальные ворота в честь победы над ним же в Петербурге? Будет сделано! Искусство-то оно повыше политики будет. Пробовали его звать на родину из вражеской России, судом грозили, имущества лишали, гражданской казни предали, да разве же было ему до того дело? Он и здесь неплохо жил, квартирку имел в Зимнем дворце (все равно, что в наше время в Кремле жить с видом на Москву-реку). Женился вот только зря на старости лет, не по любви за него жена шла, ой не по любви...."...