Про сложности, с которыми столкнулись организаторы Чемпионата мира по гонкам на выносливость – World Endurance Championship (WEC) – перед следующим сезоном, я рассказала в материале про финальный этап в Бахрейне.
Угроза развала старшего класса в этом году была достаточно серьезной, впрочем, в Лемане такое бывало уже не раз, например, в конце 90-х – начале 2000-х, когда Audi безраздельно властвовала там на R8, а остальные даже близко не могли к ним подобраться. Сейчас же, после того, как в 2016 ушли Audi, а в 2017 о своем уходе объявили Porsche, из LMP1 оставались фактически только Toyota, так как частники тоже не выдержали конкуренции.
Но изменения в техническом регламенте, в том числе уравнивание по мощности гибридных и негибридных прототипов, сделали интересным участие для частных команд. Manor, Rebellion, Dragon Speed и SMP Racing не просто высказали свой интерес, а уже предприняли серьезные шаги по направлению к этому.
Собственно, самым интересным – по крайней мере для меня – является тот факт, что SMP Racing будут выступать на российском прототипе BR1 категории LMP1, который специально для этого построили конструкторское бюро BR Engineering совместно с итальянской компанией Dallara. И этот же прототип уже заявлен как клиентская машина команды Dragon Speed.
BR1 не первый опыт российского прототипа для BR Engineering. В 2015 году на старты WEC вышел его в некотором роде предшественник BR01 – прототип младшего класса LMP2, который два сезона выступал в гонках на выносливость. Там было довольно много проблем, в том числе и совершенно нелепых, связанных с тем, что российская команда не могла купить нужную резину из-за введенных тогда санкций. Но если первый сезон был неудачным (в том числе и потому, что машина была еще «сырой»), то вот 2016 год стал намного более выигрышным в прямом смысле слова: неоднократное присутствие в топ3 на квалификациях и несколько подиумов, в том числе 2-е место на трассе Поль Рикар.
После изменений технического регламента для категории LMP2 (унификация шасси в категории LMP2, направленная на уменьшение стоимости производства автомобилей), многие производители покинули этот класс, дабы не перестраивать машины – в том числе и SMP Racing. Владелец команды Борис Ротенберг решил сделать ставку на старшую категорию и совместно с итальянской компанией Dallara SMP Racing запустил в производство автомобиль категории LMP1 BR1, который должен выйти на старты уже в 2018 году.
А в апреле этого года, опять же совместно с Dallara, объявили конкурс среди молодых российских инженеров и студентов технических вузов на решение двух конструкторских задач для автомобиля, пообещав также стажировку в компании. Победители этого конкурса приехали в Бахрейн для участия в презентации автомобиля.
Например, фары для прототипа спроектировал инженер-конструктор из России Артем Базуров, и именно его вариант — хотя и с небольшой адаптацией — был принят для финальной версии автомобиля.
Кстати, очень интересно было поговорить с молодыми ребятами-инженерами, которые принимали участие в создании прототипа с российской стороны. Не буду скрывать, что многие очевидные и простые для них вещи, для меня казались высшим пилотажем, что естественно. Но кое-что понятное и интересное я для себя вынесла.
Например, я никогда не задумывалась над процессом построения такого автомобиля. А происходит в двух словах это так:
Первая компьютерная версия конструируется исходя из технических требований регламента. Инженеры берут за основу исходные цифры, такие как ширина, длина, размер колеи, минимальный вес и пр, и моделируют примерный вариант будущей машины. А затем ее начинают дорабатывать на симуляторе, и на этом этапе подключаются спортсмены, которые дают обратную связь по машине – как она едет, что добавить, что убавить. И только после того, как компьютерный вариант практически полностью готов, его реализуют «вживую», продувают в аэродинамической трубе, еще дорабатывают и начинают испытания на треке.
В работе над BR1 самое непосредственное участие принимали российские пилоты Виталий Петров, Михаил Алешин, Сергей Сироткин, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар.
Виталий Петров рассказал, что очевидным преимуществом прототипа стала система аэродинамических элементов, большая часть которых скрыта под днищем и создает отличную прижимную силу. «В поворотах автомобиль невероятно быстр, и это достигается в основном благодаря нашим аэродинамическим решениям. Но в межсезонье нам предстоит еще огромная работа с прототипом и самое главное — научить его ездить. Симуляторы — отличная штука, но основные настройки предстоит найти на боевых трассах».
Мнение Виталия поддержал и Михаил Алешин. Он объяснил, что по своему поведению и возможностям новый автомобиль намного больше напомнил ему формулу, нежели прототип: «У него очень много прижимной силы, мощный мотор, и можно с такой скоростью проезжать быстрые повороты, что не верится, что это прототип. Здесь очень грамотно сделана геометрия подвески и настроены амортизаторы. Плюс, конечно, есть ряд очень правильных решений по аэродинамике. Отличие от LMP2 просто колоссальное, — добавил Михаил. — К тому же у нас есть очень важное преимущество: сезон еще только заканчивается, а машина уже готова. Так что будет масса времени на тесты, и это дает нам отличную фору».
Но не надо забывать, что BR1 это не только инструмент для участия в гонках, но и коммерческий проект конструкторского бюро BR Engineering, рассчитанный и на клиентские программы. Борис Ротенберг рассказал, что компания готова построить столько прототипов, сколько будет запросов от покупателей. Например, команда Dragon Speed, которая в прошедшем сезоне выступала в серии ELMS (European Lemans Series) партнером G-Drive Racing, объявила о своем переходе в LMP1 и уже заключила контракт с BR Engineering на приобретение прототипа. Безусловно, он будет отличаться, и прежде всего двигателями: на автомобиле команды SMP Racing сейчас установлен мотор AER V6 twin turbo 720 л.с., но возможна установка и других агрегатов. Плюс различия в настройках и пр. Но в любом случае это подразумевает некую конкуренцию разных команд на похожих машинах, и это внесет дополнительный элемент соревновательности в следующий сезон.
На сегодняшний день известно, что SMP Racing будет выступать в WEC двумя экипажами, однако их состав пока не подтвержден. Официальный анонс сделают позже, и генеральный директор SMP Racing Дмитрий Саморуков заметил, что состав может всех удивить.
Ну что ж, неожиданности — это всегда интересно. Понятно, что Михаил Алешин и Виталий Петров безусловно войдут в состав команды, еще же четыре имени под вопросом. Скорее всего, место получат Шайтар и Ладыгин, принимавшие участие в тестах – хотя не факт. В этом сезоне Шайтар принимал участие в серии Blancpain, а Кирилл Ладыгин неплохо себя чувствовал в российском туринге. Сергей Сироткин пока под вопросом – в пятницу он примет участие в тестах перед финальным этапом Ф1 в Абу-Даби вместе с Робертом Кубицей за Вильямс. Вероятно, если там не сложится, он автоматически становится одним из претендентов на BR1. Наша молодежь из Formula V8 3.5 пока, скорее всего, не доросла до LMP1, и Борис Ротенберг говорил про даллару класса LMP2 для их дальнейшего участия в международных сериях. Кстати, в России есть и едиственный пилот, который ехал боевую гонку в LMP1 – это приморский пилот Марк Шульжицкий, выступавший в 24 часах Лемана 2015 года на LMP1 за Nissan. Он не является пилотом программы SMP Racing, но он хороший пилот, и, как мне кажется, был бы полезен по крайней мере в тестах.
Еще одно место в команде— это некий джокер. Борис Ротенберг говорил о возможности приглашения европейских пилотов, имеющих опыт участия в LMP1, но мы-то понимаем, что есть и другие варианты…
…Презентация в Бахрейне прошла очень удачно, было много народу, всем было интересно, зарубежные команды поздравляли SMP Racing и BR Engineering с машиной и важным шагом. Мне со своей стороны кажется, что машина может стать удачной альтернативой для выступления в LMP1 для всех желающих. Один контракт уже есть. Посмотрим, что будет дальше.
Технические характеристики прототипа BR1:
Двигатель — AER V6 twin turbo 720 л.с.
Возможна установка двигателей — Gibson V8 LMP1 Spec ~700 л.c., Mecachome и других производителей
Шасси — карбоновый монокок
Аэродинамика — Le Mans & Sprint body kit
Трансмиссия — привод на заднюю ось, 6-ступенчатая роботизированная К`ПП Xtrac, механическая блокировка дифференциала, сцепление TILTON
Тормоза — карбоновая тормозная система Brembo LMP1
Рулевое управление — с электроусилителем производства Kayaba.
Педальный узел — регулируемый пилотом
Две педали — акселератора и тормозная
Колесные диски — магниевые, производства OZ, разработаны специально для прототипа
Шины — Michelin Radial LMP1, радиус 18 дюймов
Масса снаряженная — 930 кг
фото: автора и SMP Racing