Найти тему
Продленка.орг

Как поощрять ребенка в семье

Практические советы по развитию ответственности и мотивации. Во-первых, как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его и принимать их.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения,  Новый год,  конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно, демонстрируя это собственным примером.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность.

Памятка для родителей

(из книги Р. М. Чумичёвой «Ребёнок в мире культуры», разработаны группой учёных под руководством Ивана Петровича Подласова.)

  • Сила влияния людей друг на друга прямо пропорционально степени их близости.
  • Власть любимого дитяти не должна противоречить правильному воспитанию.
  • Помогать людям становиться лучше, чем они есть.
  • Отклонения в поведении детей требует коррекции, терпения и воспитания.
  • Чувство меры в требованиях (единство требований в ДОУ и семье).
  • Приём вызывания кризиса в деловой игре поможет осознать и скорректировать поведение ребёнка.
  • Личный пример – условие выполнение ребёнком ваших требований.
  • Не превращайте «давящее молчание» в невыносимо неприятное унизительное чувство.
  • Строгость в воспитании – возможность для детей быть предсказуемыми и неопасными.
  • Каждая мелочь воспитывает (от аккуратного застёгивания пуговиц до вежливого обращения с людьми).
  • «Заданность отношения» зависит от стереотипа восприятия.
  • Ребёнок растёт, отсекая для вас вчерашние пути влияния на него.
  • От послабления в начале любого дела идти к наращиванию требований.
  • Заставить поверить педагогов в исключительность вашего ребёнка.
  • Переговоры за круглым столом способствуют лучшему пониманию.
  • Родительская ласка – магическое средство воспитания.
  • В семье и детском саду нет места для мести.
  • Вместо нотаций проведите беседы о жизни: притча, жизненный опыт, пример, семейная история.
  • Воспитание хорошего человека начинается с признания этого внутри себя, а затем внушения, что он может стать лучше.
  • Устраивайте иногда проверку на прочность своим детям: учите терпению в страдании, бодрости в несчастье, мужеству в правом деле.
  • Сначала думайте, а потом действуйте. Приучайте к этому своих детей.
  • Воспитание «вдогонку» малоэффективно: в первые 20% лимита времени достигают 80% результата и наоборот (принцип Парето).
  • Плавность и постепенность – важные принципы восприятия; «взрыв» практикуйте редко и осторожно.
  • Дистанцию в отношениях с детьми используйте также осторожно.
  • Совет, данный в присутствии других, воспринимается как упрёк. Это постоянно нужно иметь в виду при общении с детьми.
  • С непослушными детьми используйте приём «попадания впросак». Когда он в неудобной ситуации выглядит некрасиво или глупо, он понимает, что «подставляется» своей неуступчивостью, глупостью, непослушанием.
  • Чем ближе к ребёнку надзор за ним, тем эффективнее функция подчинения.
  • Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к неустойчивости. Самые правильные, но разовые воздействия всегда менее эффективны, чем неразумные но длительные.
  • Сила собственного негативного опыта велика: стоит разрешить самому ребёнку разбить нос, расцарапать коленки, чтобы навсегда избавить его от нравоучений на эту тему.