Практические советы по развитию ответственности и мотивации. Во-первых, как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
- Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
- Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его и принимать их.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
- Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
- Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно, демонстрируя это собственным примером.
- Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
- Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
- Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность.
Памятка для родителей
(из книги Р. М. Чумичёвой «Ребёнок в мире культуры», разработаны группой учёных под руководством Ивана Петровича Подласова.)
- Сила влияния людей друг на друга прямо пропорционально степени их близости.
- Власть любимого дитяти не должна противоречить правильному воспитанию.
- Помогать людям становиться лучше, чем они есть.
- Отклонения в поведении детей требует коррекции, терпения и воспитания.
- Чувство меры в требованиях (единство требований в ДОУ и семье).
- Приём вызывания кризиса в деловой игре поможет осознать и скорректировать поведение ребёнка.
- Личный пример – условие выполнение ребёнком ваших требований.
- Не превращайте «давящее молчание» в невыносимо неприятное унизительное чувство.
- Строгость в воспитании – возможность для детей быть предсказуемыми и неопасными.
- Каждая мелочь воспитывает (от аккуратного застёгивания пуговиц до вежливого обращения с людьми).
- «Заданность отношения» зависит от стереотипа восприятия.
- Ребёнок растёт, отсекая для вас вчерашние пути влияния на него.
- От послабления в начале любого дела идти к наращиванию требований.
- Заставить поверить педагогов в исключительность вашего ребёнка.
- Переговоры за круглым столом способствуют лучшему пониманию.
- Родительская ласка – магическое средство воспитания.
- В семье и детском саду нет места для мести.
- Вместо нотаций проведите беседы о жизни: притча, жизненный опыт, пример, семейная история.
- Воспитание хорошего человека начинается с признания этого внутри себя, а затем внушения, что он может стать лучше.
- Устраивайте иногда проверку на прочность своим детям: учите терпению в страдании, бодрости в несчастье, мужеству в правом деле.
- Сначала думайте, а потом действуйте. Приучайте к этому своих детей.
- Воспитание «вдогонку» малоэффективно: в первые 20% лимита времени достигают 80% результата и наоборот (принцип Парето).
- Плавность и постепенность – важные принципы восприятия; «взрыв» практикуйте редко и осторожно.
- Дистанцию в отношениях с детьми используйте также осторожно.
- Совет, данный в присутствии других, воспринимается как упрёк. Это постоянно нужно иметь в виду при общении с детьми.
- С непослушными детьми используйте приём «попадания впросак». Когда он в неудобной ситуации выглядит некрасиво или глупо, он понимает, что «подставляется» своей неуступчивостью, глупостью, непослушанием.
- Чем ближе к ребёнку надзор за ним, тем эффективнее функция подчинения.
- Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к неустойчивости. Самые правильные, но разовые воздействия всегда менее эффективны, чем неразумные но длительные.
- Сила собственного негативного опыта велика: стоит разрешить самому ребёнку разбить нос, расцарапать коленки, чтобы навсегда избавить его от нравоучений на эту тему.