Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой ©. Продолжая аналогию, Горбачев оставил Россию с огромным долгом, Ельцин – с позорным дефолтом, а Путин…
Нет, Владимир #Путин оставлять Россию пока не собирается. Напротив, собирается на очередной президентский срок. Но с наследиемпредшественников он уже разобрался весьма круто, к вящей радости патриотов. Как сообщил один из них, Путин вытянул Россию из многолетней кабалы, благодаря чему корабли российского военного флота вышли в мировой океан, а стратегическая авиация возобновила боевое дежурство.
И хотя игру мускулов едва ли можно считать таким уж великим достижением, одно бесспорно.
Суверенный внешний долг России заметно сократился при Владимире Путине, а с унаследованными от #СССР долгами страна рассчиталась полностью. Теперь на долговой карте мира она выглядит не гигантом, а карликом. Что, в принципе, должно радовать.
В общем, по размеру госдолга на душу населения #Россия занимает одно из последних мест в мире. И соотношение долга к ВВП выглядит весьма приличным.
Примечание: После 2012 года изменилась методология расчёта суверенного внешнего долга – в него стали включаться не только заимствования федеральных и региональных органов госуправления, но и задолженность госкомпаний и госбанков перед нерезидентами, что сделало прямые сравнения с данными 1990-х и 2000-х гг. нерелевантным.
Ещё одно изменение с 1990-х – выросла обеспеченность долга резервами.
Что сделало #рубль менее зависимым от операций нерезидентов на долговом рынке.
И хотя значимым фактором этих изменений стал феноменальный рост мировых цен на #нефть, личную позицию национального лидера было бы неверным сбрасывать со счетов. Конечно, она во многом формировалась под влиянием нынешнего оппозиционера и тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова, лично занимавшегося улаживанием долговых проблем России, а также личного друга и видного либерала Алексея Кудрина, одержимого идеей долговой устойчивости. Но факт остаётся фактом. Если в 1990-х ключевым вопросом для РФ было получение очередного кредитного транша #МВФ, а в начале 2000-х – списание задолженности Парижским и Лондонским клубом кредиторов, то сейчас всё это – даже не 10-й степени важности.
Россия перестала быть долгозависимой, несмотря на гигантский рост совокупного внешнего долга.
Просто теперь должно не государство как таковое, а многочисленные компании и банки, как государственные, так и частные. Но налогоплательщики за их долги уже не в ответе…
Так будем ли мы благодарить Владимира Путина за это достижение?