Найти в Дзене
Вестник Дамаска

Битва за Дейр эз-Зор: кто на самом деле победил ИГ?

Осенью 2017 года в сирийской провинции Дейр эз-Зор от террористов ИГ* были освобождены все крупные населённые пункты и города, расположенные в основном вдоль реки Евфрат.

Освободительная операция велась по обоим берегам реки одновременно. На правом берегу наступление с севера и с запада вела Сирийская Арабская армия и её союзники. На левом берегу Евфрата с севера наступали курдские отряды SDF, поддерживаемые и снабжаемые оружием со стороны США.

В отличие от боёв в Ракке, террористы ИГ практически не оказывали сопротивления курдам на левом берегу Евфрата и сдавали многие населённые пункты без серьёзных боёв и ограничивались лишь диверсионными вылазками и редкими контратаками. Поэтому наступление на этом берегу благодаря такому быстрому и беспрепятственному наступлению развивалось достаточно стремительно.

Большинство укреплённых районов было расположено на правом берегу Евфрата, так как там расположены наиболее крупные города, контролировавшиеся ИГ: Маядин, Абу Камаль, Аль-Курия. В этих районах террористы построили крупную сеть подземных туннелей и создали обширные минные поля, что затрудняло наступление отряда САА «Силы Тигра» - основной наступательной силы с северо-востока.

Курды, наступающие с другого берега Евфрата, столкнулись с меньшим сопротивлением со стороны террористов, предпочитавших растворяться в пустыне и избегать крупных столкновений. В соц.сетях и СМИ появлялись сообщения о соглашениях между SDF и ИГ, которые предусматривали прекращение боёв и оказание гуманитарной помощи населенным пунктам, находящихся под контролем террористов. Более того, сообщения о сговоре, а по-другому это не назовёшь, нашли свои подтверждения, когда было заключено соглашение о перемирии между SDF и ИГ[1]. Сложно не заподозрить, что таким образом была произведена мягкая передача контроля от одной силы к другой, с единственной целью – продолжение выкачивания нефтяных ресурсов региона.

Такую позицию отражает и интенсивность боевых действий в долине Евфрата. Об интенсивности можно судить исходя из данных о потерях среди правительственных войск и курдских отрядов, с допущением, что общий уровень военной подготовки у тех и тех примерно одинаковый. И даже более – правительственные войска, а именно элитные подразделения «Силы Тигра», которых используют на самых критичных направлениях, никак не могут уступать разнородным курдским формированиям.

Тем не менее, по приблизительным подсчётам, в одну из самых активных фаз столкновений в конце сентября - ноябре потери Сирийской Арабской армии в Дейр эз-Зоре составили порядка 1200 человек, из них 250 – убитыми[2]. Большинство потерь пришлось на «Силы Тигра» – напоминаем: элиту войск САА. Помимо большого количества выведенной из строя техники, правительственные войска понесли большие потери среди офицерского состава, в том числе погибли 3(!) бригадных генерала САА. Такие потери свидетельствуют о тяжелейших боях с фанатичным противником.

Данные о потерях среди курдских отрядов были опубликованы за ноябрь только отрядом YPG (Отряды народной самообороны) – 33 человека погибли в боях в провинции Дейр эз-Зор, еще трое погибли в той же провинции не в результате боевых действий[3]. Такие потери явно говорят о том, что активные наступательные действия не ведутся, их можно вписать в статистическую погрешность, учитывая, что в стране идёт война.

В свою очередь, сирийская армия отбила практически весь правый берег реки Евфрат у террористов ИГ ценой больших человеческих потерь. Кроме освобождения самого Дейр эз-Зора, были взяты все крупные города и укреплённые населённые пункты вдоль реки, а также отрезаны маршруты снабжения террористов.

Основными достижениями курдов на противоположной стороне Евфрата считается взятие нескольких посёлков и контроль над нефтяными месторождениями, взятыми у ИГ в основном путём переговоров. Практически все месторождения, которые были заняты курдскими отрядами в результате наступления, находятся в рабочем состоянии и продолжают функционировать, тем самым обеспечивая денежными потоками фактических владельцев. Такой вариант выгоден как курдам, так и террористам ИГ.

Многие аналитики и специалисты сходятся во мнении, что пассивность курдских отрядов на полях сражений даст террористам возможность для перегруппировки сил и подготовке к крупной контратаке на востоке провинции Дейр эз-Зор и в Ираке против правительственных войск. Курды в это же самое время будут вести торги сразу с несколькими сторонами по передаче контроля над захваченными месторождениями, ожидая наиболее выгодное для себя предложение.

-2

[1] https://zen.yandex.ru/media/id/59778e57256d5c29de8b17bc/srochnaia-novost-kurdskie-otriady-sdf-i-terroristy-ig-zakliuchili-soglashenie-o-peremirii-na-vostoke-deir-ezzora-5a1c91a9799d9de9cef95381

[2] https://twitter.com/ClaudiaAlMina/status/936916359581130753

[3] https://en.zamanalwsl.net/news/31418.html

* ИГ, террористическая организация, запрещенная в России