Найти тему
pro.knigi

Как писать блог о книгах: ставим цель и выбираем площадку

Оглавление

В рамках книжной ярмарки Non/fiction, проходящей с 29 ноября по 3 декабря 2017 года, Литературные мастерские CWS организовали несколько интересных мастер-классов. Книжный критик, обозреватель Meduza и один из самых популярных книжных блогеров в Facebook Галина Юзефович рассказала об искусстве рассуждения о книгах и поведала слушателям о том, что такое хороший книжный блог, зачем его вести и как грамотно это делать. Я решила конспективно рассказать об услышанном и немного дополнить лекцию-беседу своими личными заметками.

А зачем нужен книжный блог?

Если вы создаете книжный блог, вы должны любить читать — то, что должно восприниматься автоматически и подразумеваться интуитивно. Без любви к чтению смысла в создании блога про книжки нет. К сожалению, нелюбовь видна, чувствуется и осязаема, даже через экран смартфона.

Прежде чем заводить книжный блог, необходимо поставить цель. Галина Юзефович, просматривая книжные блоги, выделила три цели:

1. Поделиться с друзьями/знакомыми/подписчиками прочитанным. Это бескорыстная цель, она про общение ради интереса.

2. Получить работу в книжной сфере. В данном случае блог служит наработкой контактов, своеобразным портфолио.

Можно привести в пример прекрасный блог bookninja.ru, который ведет Егор Михайлов. У него также есть достаточно популярный телеграм-канал. Егор долгое время писал в блог, публиковался в медиа, а с недавнего времени стал редактором раздела «Мозг» на достаточно известном сайте «Афиша Daily». Вот такая история успеха, которая точно будет продолжаться (я уверена).

3. Развиться в другой области благодаря престижу своего блога. В данном случае Галина Юзефович привела в пример свой блог на Facebook (и публикации на «Медузе»), который своеобразно помог ей в карьере — из преподавателя в Высшей школе экономики она стала celebrity преподавателем. Ведь достаточно часто благодаря известности Галины Юзефович, юноши и девушки поступают в «вышку», чтобы слушать именно лекции ведущего книжного обозревателя.

Фото — pixabay.com
Фото — pixabay.com

Лично у меня есть другой пример, отлично подходящий под данную цель. Я веду блог в Инстаграм (@kseniyalurye) примерно года два, за это время я познакомилась со многими книжными блогерами, в их числе волшебная Женя (@megadobro), которая читает в основном нон-фикшн литературу и очень круто фотографирует, собственно Женя — фотограф. Так вот она мне как-то призналась, что благодаря ее книжному профилю в Инстаграм к ней приходит множество заказов на коммерческую съемку. То есть люди видят, как круто Женя фотографирует книжки и готовы заплатить ей деньги, чтобы она круто сфотографировала их самих или сделала, допустим, предметную съемку для их продукта.

Что такое хороший книжный блог?

Здесь всё просто, Галина Юзефович назвала четыре фактора хорошего блога:

1. Регулярный.

2. Системный.

3. Разнообразный.

4. С обаятельным автором.

Я позволю себе остановиться на последнем (очень важном) пункте. Блог — это всегда личность. Ваша личность определяет, какие книжки вы читаете, каким языком вы пишете, какие отношения складываются у вас с подписчиками. Поэтому себя нужно показывать, говорить о себе нужно, ведь личность притягивает и интересует прежде всего.

Однако против личности не пойдешь. Наигранность всегда чувствуется, ложь открывается. Другим себя сделать никак не получится. Поэтому есть небольшая рекомендация — можно показывать только ту сторону своего профиля, которую вы готовы открыть, а об остальном не говорить вовсе. Допустим, если вы помимо книжек любите путешествовать — говорите о путешествиях. А об увлечениях, которые будут большинством не приняты, молчите. Оставьте их только для близких и родных людей, которые вас принимают такими, какие вы есть. Интернет — открытое пространство, но не настолько, чтобы рассказывать обо всем.

Фото — pixabay.com
Фото — pixabay.com

Как выбрать площадку: за и против

Галина Юзефович разобрала на мастер-классе PRO и CONTRA (за и против) четырех форматов: Stand alone блог, Facebook, Telegram, Instagram. Я от себя добавлю PRO и CONTRA книжного блога на площадке Яндекс.Дзен.

Stand alone блог

PRO:

> Свободный формат

> Возможность доступа ко всем публикациям

CONTRA:

> Требуется дополнительная раскрутка в соцсетях

> Нет притока подписчиков

Отличный пример stand alone блога — «Bigga Книга» Анастасии Завозовой, переводчика и лучшего книжного блогера. Рецензии Анастасии великолепны, читать их — сплошное удовольствие, даже если не согласен с мнением рецензента. К сожалению, Анастасия подзабросила свой блог, поскольку дублирование, допустим, в Телеграм не особо выигрышно (а иначе подобный сайт-блог не прорекламировать), ведь проще сразу писать в Телеграм.

Блог Насти Завозовой «Bigga Книга»
Блог Насти Завозовой «Bigga Книга»

Facebook

PRO:

> Приток подписчиков

> Интеграция в информационную среду

> Обратная связь

> Заинтересованная аудитория (лучшая среди всех сетей по качеству интереса)

> Разнообразие форматов

CONTRA:

> Нет доступа ко всем публикациям

> Избыток «информации»

Лучший пример блога на Facebook – собственно, личная страница Галины Юзефович.

Telegram

PRO:

> Доступ ко всем публикациям

> Приток подписчиков

> Интеграция в среду

> Заинтересованная аудитория Разнообразие форматов

CONTRA:

> Нет обратной связи

Telegram Галина Юзефович назвала еще более прекрасной соцсетью для книжного блога, нежели Facebook, потому что концентрация интереса еще больше, однако стоит понимать, что пользователей здесь значительно меньше.

Instagram

PRO:

> Доступ ко всем публикациям

> Интеграция в среду

> Приток подписчиков

> Обратная связь

CONTRA:

> Специфическая аудитория

> Заданный формат публикации (главная роль отводится фото, не тексту)

-4

Яндекс.Дзен

PRO:

> Доступ ко всем публикациям

> Свободный формат (можно вставлять фото, ссылки, цитаты в текст или выкладывать нарратив и даже видео)

> Возможность монетизации (подобно каналу на YouTube)

> Новый проект (множество новых возможностей)

CONTRA:

> Нет обратной связи (увидеть обратную связь можно лишь по количеству лайков, просмотров и подписчиков)

> Специфическая аудитория (до сих пор никто, даже сами разработчики, не понимает, какая публикация «выстрелит», поскольку сервис показывает публикации в зависимости от интересов пользователей)

> Требуется дополнительная раскрутка в соцсетях

> Новый проект (насколько приживется?)

Фото — pixabay.com
Фото — pixabay.com

Выбираем тематику

Здесь стоит сказать о том, что тематика книжного блога может быть узкой, а может быть широкой. Каждый сам определяет, про какие книги писать.

Вы можете писать только про подростковую литературу или только про детективы (узкая тематика), а можете — про классику, современную русскую и зарубежную, подростковые книжки и, допустим, немного нонфикшн (широкая тематика).

Не нужно писать, например, про кулинарные книги (это больше еда и рецепты) или про книжки для детей от 0 до 3 лет (слишком узкий сегмент, дети быстро растут).

Кроме того, 80% вашего блога, по мнению Галины Юзефович, должны занимать книги, а 20% — остальное. Под «остальным» понимаются ваши другие интересы, например, котики, рецепты, горные лыжи, путешествия, вязание и прочее. Разбавляйте книжки своими интересами (своей личностью).

Sharing как основа экономики символичного обмена

И последнее, но одно из самых важных замечаний от Галины Юзефович — вы просто обязаны делиться информацией в своем блоге, делать репосты, помогать другим. Например, рассказывать про других книжных блогеров, про интересные книжные проекты, про независимые издательства или книжные магазины.

Эта инвестиция решает намного больше в мире блогинга, чем кажется на первый взгляд. Помощь всегда запоминается, если опять же она проникнута искренностью и желанием помочь от чистого сердца, а не совершается ради преследования личной цели.

Словом, взвесьте все за и против, выберите площадку, поставьте цель и заводите книжный блог. Или не заводите, вдруг вы передумали, прочитав данную публикацию.

Ксения Лурье

Если вас заинтересовала публикация, ставьте «палец вверх» и подписывайте на канал PRO.KNIGI.
Фото — pixabay.com
Фото — pixabay.com