Найти тему
Present Continuous

Фотошоп - зло или необходимость. Записки жены фотографа

Найти своего фотографа - это все равно, что найти своего парикмахера, своего косметолога, своего стоматолога. "Свой" фотограф - это тот человек, который умеет смотреть на вас вашими глазами и в то же время способен раскрыть вас с неожиданной стороны. Это человек, которому мы доверяем себя. И многого ждем взамен.

Встреча своего фотографа - это большая редкость и невероятная удача. Слишком много сейчас предложений на рынке и слишком сложно зрителю, не знакомому с технической стороной фотографии, оценить качество услуги. К тому же вокруг фотографии существует огромное количество мифов и предубеждений. Да, как всякое искусство, фотография всегда оценивается субъективно. И все же мне бы хотелось попытаться дать вам несколько практических советов о том, на что обращать внимание в поисках того самого "своего фотографа". Для начала- о качестве ретуши.

Недавно мы с мужем общались с владельцем крупной фотостудии, и он рассказывал о том, что часто сталкивается с клиентами, которые приходят на съемку и сразу же заявляют: "Только не фотошопьте меня! Я себе нравлюсь таким, какой есть, не надо мне всего этого!" Если меня сейчас читают такие клиенты - ребята, я должна вам сказать: совсем не обрабатывать фотографии при профессиональной цифровой съемке невозможно. И все уверения фотографа о том, что "никакого фотошопа" - это в той или иной степени лукавство.

На первой лекции курса "Профессиональная ретушь" мой муж всегда начинает разговор с того, как устроено человеческое восприятие. Он рассказывает об экспериментах Манселовской лаборатории, которые доказывают - мы видим человеческие лица не так, как весь окружающий мир. Наш мозг - большой обманщик и грандиозный ретушер, показывающий нам людей более красивыми, чем они есть на самом деле.

Такие фокусы пока недоступны даже самым совершенным цифровым камерам. Они показывают людей более контрастными и беспощадно высвечивают все несовершенства. Сгладить их, привести картинку к тому, что мы видим глазами - вот первая задача ретушера. Отсюда совет - не бойтесь фотошопа. Просто смотрите на то, насколько его применение оправдано и профессионально.

Хорошая ретушь не делает человека неузнаваемым, она всего лишь устраняет временные несовершенства - прыщики, покраснения и т. п. Ретушер убирает недостатки в одежде - неаккуратные складки и замятости, которые не заметили при съемке, прячет выбившиеся из прически волоски, корректирует неаккуратно упавшие тени. Такие действия, если они профессионально выполнены, не заметны на фотографии, но работают на общее впечатление от снимка. И наоборот - если вы хотите оценить работу ретушера, вглядывайтесь в мелочи. Белая полоска от лямки купальника на плече, смазавшаяся помада, растрепанные брови - это недоработка ретушера. Торчащие из прически одиночные волоски - это небрежность. А прическа, "прилизанная" до состояния резиновой шапочки - это непрофессионализм.

Любая фотография - это попытка передачи трехмерных объектов в двухмерном пространстве. Это, как вы понимаете, невозможно без применения различных визуальных эффектов, прежде всего - работы со светотеневым рисунком. Как известно, более светлые участки кажутся нам более выпуклыми, темные уходят на второй план. Фотографы используют этот эффект, когда выстраивают освещение при съемке. И дорабатывают получившуюся картинку в фотошопе - примерно так, как визажисты при скульптурировании лица. Оценивая фотографию, приглядитесь к тому, как лежат тени на лице. Работают ли они на то, чтобы сделать изображение живым? Скрывают ли асимметрию или ненужные объемы?

И еще. Сейчас среди фотографов стало модным предлагать своим клиентом авторскую, художественную ретушь. Иногда это действительно штучная, уникальная работа. А иногда - не больше чем маркетинговый ход. Или стремление фотографа упростить свою работу с помощью набора плагинов, которые применяются безо всякого разбора. Мне кажется, при оценке фотографий с художественной ретушью стоит обращать внимание, насколько все-таки индивидуально выполнена обработка. Ведь у разных снимков - разные сюжеты, разная атмосфера, разные задачи, в конце концов. Если на всех фотографиях люди выглядят одинаково и сами фото неотличимы друг от друга - сможет ли этот фотограф показать вашу индивидуальность?

Да, мир фотографии подвержен веяниям моды, это сказывается и на ретуши в том числе. И клиент вправе выбирать то, что ему нравится. Но все-таки я бы посоветовала подумать о том, как ваши фотографии будут восприниматься десять, двадцать, пятьдесят лет спустя. Останутся ли они вне времени?