Основы финансового воспитания: советует специалист.
Финансовая грамотность, если говорить максимально упрощенно, — это умение правильно распоряжаться деньгами и планировать личный бюджет. И учиться этому стоит с самого детства. Что, как и когда рассказывать ребенку о деньгах? Как научить его с умом тратить карманные и первые заработанные деньги? За ответом «О!» обратился к настоящему эксперту в этих вопросах — независимому финансовому советнику Саиде Сулеймановой.
Когда нужно знакомить детей с понятием денег
Впервые заговорить с ребенком на эту тему я бы рекомендовала с пяти лет. В этом возрасте ребенок уже часто ходит с родителями в магазин и видит, как «работают» деньги: в обмен на них можно что-то получить. Можно не только самыми простыми словами объяснить, что деньги — это платежное средство, но и рассказать о том, как и для чего нужно их копить, подарить ребенку копилку. Когда малыш пойдет в школу, уже можно вести более сложный и предметный разговор. Я бы советовала рассказывать первокласснику об истории денег, об их функциях, о том, чем могут быть опасны кредиты.
К семи годам родители уже должны заложить у ребенка понимание того, для чего нужны деньги, что такое семейный бюджет и из чего он состоит, что такое резерв. Это базовые понятия о финансах. А дальше, если ребенок сам проявляет интерес, можно углубиться в предмет: рассказать о налогах, кредитных и дебетовых картах, инвестициях. Я встречала детей, которым уже к окончанию начальной школы были интересны паевые инвестиционные фонды.
Как нужно рассказывать о деньгах
Форма, в которой вы будете говорить с ребенком о деньгах, должна быть доступной его пониманию. Задача родителей — давать понятные определения. Например, что такое инфляция? Я придумала такую метафору: это червь, который проедает деньги. Так ребенок поймет, что, говоря условно, инфляция — это когда деньги портятся, начинают стоить меньше. А что такое финансовая подушка безопасности, можно объяснить на примере настоящей, автомобильной подушки. Это то, что может тебя спасти в очень сложной ситуации. Иногда на помощь может прийти… детская литература. Прочитайте вместе сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и поговорите о том, почему главный герой был обманут и как можно было этого избежать. Я слышала, что уже даже есть раскраски и комиксы на тему денег.
Чтобы ребенку была интересна эта тема, используйте в своем лексиконе специальные термины. Если сам взрослый вникает в особенности экономических процессов, то для ребенка это становится естественной средой. Малыш сам задает вопросы, например, об ипотеке, а вы не можете объяснить в доступной форме? Не стесняйтесь сказать, что вам нужно подумать, что у вас пока нет ответа. Учитесь вместе: попросите ребенка, который наверняка уже владеет смартфоном не хуже вашего, найти приложение для учета личных расходов.
Учите ребенка на практике: возьмите его с собой в банк, покажите, как работает банкомат. Привлекайте ребенка к планированию его собственного бюджета: попросите рассказать, как бы он хотел потратить выданные ему деньги, обсудите это все вместе. Экспериментируйте, ищите интересные формы подачи материала.
Важно, чтобы разговоры с ребенком о деньгах проходили параллельно с самообразованием родителей. Сейчас у старшего поколения есть возможности повышать уровень собственной финансовой грамотности. Например, Центральный банк России запустил проект по финансовому просвещению, где в доступной форме рассказывается о банках, рынках, страховании, есть и раздел «Детям о деньгах».
Карманные деньги ребенка и контроль за ними
Знакомство ребенка с деньгами в этот период должно быть не только теоретическим. Как только он пошел в школу, можно выдавать ему деньги на карманные расходы. Сейчас в Москве работают электронные карты школьника — ими можно оплачивать обеды. Я вижу их плюс в том, что родители могут отслеживать траты ребенка и затем обсуждать это вместе. Когда ребенок получает деньги впервые, у него возникает вполне понятный соблазн потратить все сразу, на сладости например. Он ждет, что как только деньги кончатся, ему тут же дадут какую-то сумму. Здесь главная задача старшего поколения — объяснить ребенку ценность денег, дать ему понять, как быстро он сможет их истратить. Если какая-то сумма дается на неделю — она должна быть потрачена именно за неделю, а не сразу. Можно рассказать, откуда вообще в семье берутся деньги. Ведь дети могут думать, что купюры самозарождаются в кошельке родителей или что их можно брать из банкомата в любом количестве.
Как рассчитывать сумму карманных денег для ребенка? Можно выделять ему средства, которых хватит, скажем, на обед, на экскурсию, и не больше. А можно постепенно увеличивать сумму, ведь с возрастом меняются и потребности: ребенок захочет купить себе книгу, что-то для занятий рисованием или другими хобби. Но не у всякой семьи есть возможность раз за разом выделять больше денег. Нельзя обещать ребенку, что сегодня вы дадите ему 300 рублей, а через неделю 500, если на самом деле у вас нет пока средств.
Должен ли родитель контролировать, как ребенок тратит деньги? Полностью — ни в коем случае: ведь тогда он не научится управлять собственными финансами. Более того, если ребенку указывать, что ему можно покупать, со временем он начнет тайком тратить деньги на то, что хочется ему, а не родителям. Мне больше близка стратегия, совмещающая контроль и доверие, которая очень важна для детско-родительских отношений. В этом случае родитель договаривается с ребенком о том, какая сумма и на какой срок ему выдается. Можно будет потом обсуждать покупки, анализировать, как еще можно было эти деньги использовать. Мне нравится идея со своеобразным финансовым марафоном: предложите ребенку накопить из этих денег какую-то сумму к определенному сроку и купить то, что он хочет. Так дети поймут, что деньги — это возможность реализовать мечты. В долгосрочной перспективе эта стратегия дает важные результаты. Когда ребенку дают больше свободы, это развивает его ответственность, он более серьезно подходит к своим решениям. Для взрослой жизни это качество очень ценно.
Деньги как мотивация
Я против того, чтобы платить ребенку за хорошую учебу или за помощь по дому: ведь это его обязанности. Наказывать ограничением в карманных деньгах за плохие оценки тоже неправильно. Нельзя формировать в сознании ребенка связь между отметками и деньгами и определять взаимоотношения в семье через купюры. Лучше рассказать ему, почему вообще важно учиться и получить образование. Если вы хотите донести до него свое недовольство плохими оценками, лучше расскажите, чем они чреваты.
Я бы не советовала также поощрять ребенка деньгами за победы на олимпиадах или спортивных соревнованиях. Расскажите ему, что важно уже само участие в таких событиях: это дает ему новые перспективы, расширяет кругозор, обеспечивает авторитет среди сверстников. Если в качестве приза ребенок получил деньги от организаторов, если он сам каким-то легальным образом заработал — например, на съемках в рекламе или кино, договоритесь, как он распорядится этой суммой. Да, это личные деньги ребенка, но для него же будет лучше, если он не потратит все сразу. Например, некую часть можно отложить на его образование, на путешествие, о котором он мечтает. Возможно, он сам захочет купить что-то важное для семьи.
Сейчас в программу российских школ вводятся уроки по финансовой грамотности. Но эта идея еще в процессе становления, сами преподаватели только учатся правильной подаче материала и тому, что именно нужно рассказывать. Поэтому не стоит рассчитывать, что школа без вашего участия обучит ребенка распоряжаться деньгами с умом. Повышайте уровень собственной финансовой грамотности вместе с ребенком.
Читайте также:
Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Ментальная арифметика: как и зачем решать 10 примеров в секунду