Найти тему
Артхив

Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова: итальянские страсти

Оглавление

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

 Карл Брюллов (автопортрет); Б. Ш. Митуар, портрет Юлии Самойловой
Карл Брюллов (автопортрет); Б. Ш. Митуар, портрет Юлии Самойловой

Впрочем, стоит признать, что многое приписывала молва. Но Самойлова не возражала. Например, ходили слухи, что она выбирала себе в любовники… всех. А если кто отказывался, то крепостные силой тащили его в постель неуемной мессалины. Это, скорее всего, ложь. Потому что Юлия Павловна была настолько обворожительна, что сложно себе представить мужчину, который бы так противился более близкому общению с ней, что пришлось бы подключать «к постели волокущих». Кроме того, графиня была добра. И вряд ли стала бы раздавать ущемляющие свободу своих гостей приказы. Она была блестяще образованна. Взбалмошна. Невероятно богата и расточительна. И… не очень счастлива. Все время куда-то убегала, неслась, летела. Счастливые люди не продуцируют вокруг столько суеты. Зато благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.

Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент), 1830-е
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент), 1830-е

Тайна, покрытая браком

У Юлии Павловны была не жизнь, а сплошной фейерверк. Увы, теперь точно не разобрать, что именно является правдой, а что — слухами и домыслами. Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем. В пользу такой экстравагантной версии выступают два факта — итальянская внешность Юлии Павловны и то, что приемный дед именно ей и еще двоим своим внебрачным детям завещал свое огромное состояние.
Есть еще один слух. В возрасте 15 лет Юлия тогда еще Пален — фрейлина при дворе — стала любовницей российского императора Александра I.

Портрет Александра I. Степан Семенович Щукин
Портрет Александра I. Степан Семенович Щукин

С ее беременностями быстро расправлялись лейб-медики, а Юлия Павловна навсегда осталась бесплодной. Яркую красавицу Юленьку государь держал подле себя несколько лет, но потом, как честный человек, решил, что пора жениться. Какому-нибудь приличному парню-офицеру на фаворитке царя. Так как очереди из желающих прикрыть репутацию фрейлины не выстроилось, государь сам выбрал дворянское семейство. Им стали Самойловы. Флигель-адъютант императора, красавец Николай Венчание состоялось.

Граф Николай Александрович Самойлов. П.Ф. Соколов
Граф Николай Александрович Самойлов. П.Ф. Соколов

И как раз с этого момента началась разгульная жизнь красавицы графини.

Вулканические страсти

Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. А встретились они тогда, когда оба уже стали причиной гибели других из-за несчастной любви.
Молоденькая Анриенна Демулен утопилась в Тибре из-за неразделенной любви к надменному Карлу.
За спиной у Юлии Самойловой тоже стояла смерть: в обществе шептались, что бедный корнет Эммануил Сен При застрелился, потому что графиня не пожелала разделить его пыл.
Брюллов и Самойлова познакомились в Италии, на ужине у князя Гагарина. Причем князь до этого предупредил художника:
«Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума».
Ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило Карла Брюллова. А еще — красивое лицо и роскошная фигура.
Время знакомства Брюллова и Самойловой совпало с работой художника над его самой знаменитой картиной «Последний день Помпеи» (1828−1833).

Последний день Помпеи. Карл Павлович Брюллов, 1830-е
Последний день Помпеи. Карл Павлович Брюллов, 1830-е

Графиня, чей темперамент вполне можно было сопоставить с вулканом, вызвалась позировать Брюллову. И на полотне ее образ запечатлен трижды. Девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.

-6

Да, у Юлии Самойловой не было своих детей, но она удочерила двух итальянок — Амацилию и Джованину. Их Карл Брюллов изобразил на своем полотне «Всадница» (1832).

Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой.
 Карл Павлович Брюллов, 1832
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Карл Павлович Брюллов, 1832

Также художник написал Юлию Павловну с ее воспитанницей Джованиной, и эта картина вызвала огромный восторг публики.

Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком.
 Карл Павлович Брюллов, 1834
Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. Карл Павлович Брюллов, 1834

Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны.

«Драгоценный мой Бришка»

В 1839 году, будучи в России, Карл Брюллов женился. Его избранницей стала дочь Рижского бургомистра Эмилия Тимм. Тихая, юная, нежная, скромная пианистка. Ни дерзости во взгляде, ни порывов и страстей.
Брак состоялся. Но и месяца не прошло, как молва свидетельствовала: пьяный Брюллов выгнал супругу босую из дому, предварительно избив и даже вырвав серьги из ушей.

Эмилия Тимм. Карл Брюллов, 1838
Эмилия Тимм. Карл Брюллов, 1838

Сейчас наиболее популярной версией случившегося считается такая: Брюллов узнал, что его жена вовсе не так невинна, как казалось. Она была совращена собственным отцом, и эти отношения продолжились и после свадьбы.

Утешать «драгоценного Бришку» из Италии примчалась графиня Самойлова. И у нее все получилось.

Покинувшая маскарад

Карл Брюллов на одном из лучших портретов Юлии Самойловой изобразил свою подругу презревшей условности светского «театра».

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини. Карл Павлович Брюллов, 1842
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини. Карл Павлович Брюллов, 1842

Поэт Евгений Баратынский посвятил Юлии Самойловой строки:

Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?

На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:

Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…

…Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете». Но они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году. А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери.
Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Больше интересных историй о художниках и живописи — в нашем канале