6 декабря 1997 года огромный военно‑транспортный самолет Ан‑124 "Руслан" с двумя истребителями Су-27 на борту выполнял рейс по маршруту Москва — Иркутск — Владивосток — Камрань, но через три секунды после вылета из Иркутска у него отказали три из четырех двигателей. Потерявший управление самолет упал на жилые дома микрорайона Авиастроителей и полностью разрушился. Погибли 72 человека (49 из них на земле).
В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно‑посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем
Попытка по удержанию самолета на одном оставшемся двигателе не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской
Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки — находившееся рядом здание детского дома
Премьер-министр РФ Виктор Черномырдин (второй слева) на месте авиакатастрофы
В катастрофе погибли все находившиеся на борту самолёта 23 человека (8 членов экипажа и 15 пассажиров), а также 49 человек на земле, в том числе 14 детей. В результате разрушения жилого дома №120 более семидесяти семей остались без жилья
Ан-124-100 борт RA-82005 (08) перевозил во Вьетнам два истребителя Су-27УБК общей массой сорок тонн, собранных Иркутским авиационным заводом
На тяжесть катастрофы в немалой степени повлияли десятки тонн мгновенно воспламенившегося вытекшего авиационного топлива
Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены
По официальной версии, причиной крушения стало последовательное выключение трех двигателей самолета во время взлета и набора высоты. Выяснить, почему это произошло, не удалось ни при помощи средств объективного контроля, ни экспериментальным путем
Одной из возможных причин эксперты называли большую перегрузку воздушного судна. Вместе с тем специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д-18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор Сич"
Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году
В 2009 году генеральный конструктор ЗМКБ "Прогресс" (предприятие-разработчик двигателей для Ан-124) Федор Муравченко выступил со своей версией причин катастрофы. На основе проделанных им исследований он заключил, что к катастрофе привело повышенное содержание воды в авиационном топливе и, как следствие, образование льда, забившего топливные фильтры
Разбившийся самолёт за 11 лет до катастрофы
На этом месте стоял дом по адресу улица Гражданская, 45 (1998 год)