Они прожили яркую и счастливую жизнь. Их любили, ими гордились... Но люди бывают жестоки. В какой-то момент их приносят сюда - на кладбище. Сердце разрывается, когда смотришь на них, и думаешь "Да как люди могли поступить с ними! Они еще могли бы жить!". У нас, в России, люди более отзывчивые к ним, и обязательно дали бы второй шанс!
Эти и другие мысли преследовали нас во время прогулки по этому кладбищу автомобилей, и еще пару часов после него. А забрели мы сюда случайно, во время нашей норвежской экспедиции, после поездки на Дорогу Троллей.
Никогда не было возможности побродить по такому кладбищу. Дело было к вечеру, у въезда никого не было. Тот факт, что норвежцы заканчивают свою работу рано, оказался нам на руку. Мы смогли побродить по территории кладбища в тишине, имея возможность разглядывать почившие здесь автомобили, среди которых попадались весьма интересные экземпляры. Как, например, этот старик Volvo длиной метров 6 наверное. В комментариях подсказали, что это Volvo 245, его длина от бампера до бампера 5,25 метров:
Больше всего здесь нас удивило две вещи.
Первое - это то, как тут складывают автомобили. Пять машин в стопке - это не предел. На соседней территории мы видели стену из семи автомобилей в высоту. Иногда кажется, что эта конструкция шаткая, и достаточно подуть сильному ветру, чтобы вся гора из автомобилей рухнула на проходящего мимо:
А второе то, что некоторые машины здесь и не кажутся старыми. На наших дорогах некоторые экземпляры пользовались бы успехом и ремонтировались бы даже после серьезного ДТП:
Ну а албанцы, при виде этого Мерседеса, вообще упали бы в обморок. У них в стране еще не такие мастодонты с трехлучевой звездой ездят.
Да, и еще заметили, что тут немало азиатских автомобилей. Казалось бы, где Норвегия и где Япония. Однако машины из Страны Восходящего Солнца здесь встречаются нередко.
Каждая третья машина с шильдиком Mitsubishi, Nissan или Toyota. Есть даже несколько Daewoo.
Но большая часть автомобилей, конечно, это европейцы. Много французов, кстати. И мало VW и Skoda.
Большая часть машин стоит практически со всеми кузовными деталями. Порой кажется, что достаточно просто завести автомобиль и уехать отсюда. Ну, может, еще подкачать колеса:
Но, видимо, что-то с ними не так, раз уж они затерялись в этой куче автохлама. Вот здесь, например, уже нет дверей. Может забрали на такую же машину, которая еще бегает по дорогам Норвегии?
А вот и крошка Daewoo Matiz. Явно принадлежала девушке или женщине. Неужели и она не на ходу? Неужели владелице было не жаль бросать тут этого малыша?
Разве такое состояние автомобиля является причиной бросить его на истерзание? Я видел фотоотчеты мастеров кузовного дела, которые "вытягивали с того света" совсем безнадежные на вид автомобили. А тут нужно всего-то найти на разборке двери, прикрутить колеса, отполировать, проверить двигатель, электрику и поехать. Этот минивэн мог бы проехать не одну тысячу километров с семьей на борту:
А такие вэны, как эта Тойота, в почете у желающих подзаработать перевозкой небольших грузов. Где-нибудь на Софийской овощебазе его загнали бы в хвост и в гриву, перевозя мешки с овощами и коробки с фруктами:
Но... они здесь. И нам ничего не поделать.
Какова будет их судьба? Не знаю. Может раз в месяц сюда приезжает пресс, который сделает из каждого автомобиля аккуратный кубик размером метр на метр:
А потом отправит их на переработку. Металла тут много, он стране не будет лишним:
А может их распродают на запчасти по принципу автомобильных разборок в России. Хотя мне кажется, что даже если и так, то это не основной смысл существования этого места.
Кое-кто может узнает автомобили, которыми владел. Вот такой был у коллеги на позапрошлом месте работы:
А вот тут покоится VW Golf2, такой же был у меня. Первый автомобиль в семье... Хорошая была машина.
Кстати, автомобильный парк в Норвегии один из самых пожилых в Европе. Дело все в очень больших таможенных пошлинах на новые автомобили. В итоге, в стране хорошо развит рынок подержанных автомобилей.
Так что, возможно эти автомобили прошли через 3-5 рук. Интересно было бы знать, сколько владельцев было, например, у этого Форда с закрывающимися фарами. Что за модель, кстати, кто знает?
И да, тут можно проверить реальность мифа про ржавеющие Опели. Говорят, что в тишине можно услышать, как ржавеет Опель. Мы не услышали, хотя было тихо. Может не там слушали?
На некоторых машинах отсутствуют шильдики. Кстати, любопытно, мы прошли мимо одного Мерседеса в одну сторону, и там была звезда на капоте. А прошлись обратно - звезды не было. А потом, как выяснилось, эта звезда оказалась у нас в машине. Ума не приложу, как так получилось?! Ну раз так, то довез до дома и подарил сыну, он был в восторге.
Попадались автомобили с весьма интересными аксессуарами. Например, этот красный Subaru снабжен интересным по форме багажником на крыше. Багажник, как будто, заводской, установлен без поперечин и покрашен в цвет кузова:
А в одном микроавтобусе был установлен такой стол с дырками под бутылки и стаканчики. Интересно, сколько попоек и пьяных выходок помнит этот автомобиль?
Салон того самого красного Субару. Здесь сохранилась документация к автомобилю, практически в первозданном виде. Торпедо, панель приборов и сидения в хорошем состоянии:
Еще немного деталей (в прямом и переносном смысле):
Вот так. Одновременно интересно и грустно. Вы только посмотрите на них. Не хочется прихватить парочку и поехать с ними на эвакуаторе к знакомому кузовному мастеру?
Есть комментарий от пользователя utflytter про такие места. Цитирую: "Такие "склады" имеют свои страницы в сети и торгуют б/у запчастями. После того как с автомобиля будет продано все что возможно, его "останки" пустят под пресс. Получаются аккуратные такие кубики. Перед этим снимаются колеса (резина утилизируется отдельно) и сливаются все жидкости. Насчет автомобилей в "хорошем состоянии" : если серьезные проблемы с двигателем или ходовой, то выгоднее продать машину на разборку, чем ремонтировать ее. Например мне замена бензонасоса на старенький Opel как на первом фото обошлась в 4000 крон. Из них почти 90% - стоимость работы. И это при стоимости самой машины в 26 000 ))"