Вместо сетки дорог на экране навигатора – пунктиры пеших троп и отмеченные черными треугольниками точки. Горные вершины! Куллумколбаши, Гумачи, 1000 лет Ярославля, Джайлык, Уллутау-Чана… Квадратик рядом — Ночевки в мульде на плече Шогенцукова… Как там в песне у Визбора — «Вот это для мужчин, рюкзак и ледоруб»… Я никогда не увлекался альпинизмом, но горы пленили меня с первого знакомства. В этот раз я вернулся к ним в новом статусе – не на гоночном велосипеде, а с рюкзаком – и не с простым, а с детским. Да здравствует семейный треккинг, он же хайкинг, или, по-русски, горный туризм!
Настоящий треккинг — это не расслабленный путь из одного горного шале-бара в другой по ровной промаркированной тропе со скамеечками на местах отдыха. Истинный туризм — это многочасовая прогулка по камням и скалам, иногда с набором в 600-800 метров на пару километров пути. С ночлегом не в пятизвездочном SPA — отеле, где вечером ждёт массаж ступней горячими травяными мешочками, а в избушке или в палатке, среди вековых сосен, в безлюдном горном ущелье на высоте в несколько тысяч метров над уровнем моря. С видами, поверить в реальность которых совсем не просто. С наслаждением, которое можно испытать, но невозможно описать.
Но не будем забегать вперед, ведь все наше кавказское путешествие получилось насыщенным и интересным. Ниже я подробно расскажу о том, что мы увидели, и как этот маршрут повторить всем желающим.
Планирование маршрута и выбор ключевой локации
Если вы любите жару, толпу и теплую водку, то летом есть смысл ехать на море, особенно, на Чёрное. Кайфанете! Но если ваша сфера интересов простирается несколько шире, чем обитание в окрестностях переполненного пляжа, то гораздо интереснее и дешевле поехать в горы Кавказа, где прохладно и немноголюдно. Зачем? Чтобы насладиться видами и воздухом, ощутить себя песчинкой в масштабе мироздания, подумать о вечном, испытать себя и технику…
В качестве ключевой локации, был выбран альплагерь (альпинистский лагерь) "Уллу-Тау", расположенный в изолированном от внешнего мира ущелье Адыр-Су в Кабардино-Балкарии. Изоляция всамделишная. В ущелье нет дороги, подъем автомобиля осуществляется на грузовом фуникулере, который в данный момент официально не работает.
Почему именно альплагерь, и почему "Уллу-Тау"? Находиться в окружении единомышленников, а не “пляжников”, просто приятно. Лагерь работает с 1936 года. Из-за сложности доступа, в ущелье Адыр-Су почти нет людей, зато есть много красоты и несколько дневных маршрутов, доступных даже для неподготовленных туристов (или, как в нашем случае, туристов с маленькими детьми, возрастом от 1 до 2.5 лет, в рюкзаках).
Перемещение туристов по ущелью Адыр-Су строго контролируется пограничной службой РФ. Выход на маршрут — опять же, с регистрацией у погранцов и по заранее оформленному через ФСБ пропуску. Посторонних тут нет.
Наличие альплагеря означает доступ в случае чего к грамотной первой медицинской помощи, а также поддержку со стороны МЧС.
Гулять всей семьей в абсолютно безопасном и очень красивом месте, имея в распоряжении весьма скромный бюджет — что может быть круче?
По пути в альплагерь мы решили немного отдохнуть в Ессентуках, исследовать печально известное плато Бермамыт, а потом отправиться к точке назначения через перевал Актопрак, соединяющий Чегемское ущелье с Баксанским.
Выбор и бронирование отелей на маршруте
Проживание в альплагере Уллу-Тау нужно бронировать заранее по электронной почте ullu-tau@list.ru. Существует два типа размещения, и оба спартанские. Обычное, без удобств (все они на улице), за 500 рублей в сутки с человека, или в инструкторском домике, с удобствами на этаже, по 800 р с человека. За ребенка до 12 лет скидка 20%. Душ в лагере работает только по вечерам, как и электричество, генерируемое армейским «дизелем». Скромный завтрак или ужин – по 200 рублей с носа.
Теперь что касается остальных ночевок.
Я не рекомендую проезжать в день с маленьким ребёнком более 700-800 км ( и то, минимум с тремя получасовыми остановками на прогулки), поэтому ночлег по пути на Кавказ необходим. Но вот беда, тихих и недорогих отелей за вменяемые деньги на полпути просто нет (особенно, в высокий пляжный сезон)! Придорожные мотели за 3000-3500р с прогорклой яичницей или бумажными сосисками на завтрак — это за пределом здравого смысла.
В этой поездке мне удалось найти два неплохих ночлега за значительно меньшие деньги.
Первый — частный гостевой дом “Московский”, стоящий в тихом месте в 500 м от трассы на выезде из Верхнего Мамона. Чистота, уют, кухня, гостиная, в холодильнике — домашние пельмени (260р за пакет) и яйца из собственного хозяйства (8р за штуку). Цена двухместного номера со всеми удобствами — 1500р. Телефон хозяина, Сергея -+7 (930) 403-90-37, схема проезда grandvostock.ru/motel.pdfпо ссылке.
На обратном пути мы нашли практически аналогичный по параметрам гест-хаус — мини отель “Благодатный” в Каменске-Шахтинском (ул. Пивоварова, 11, ссылка на описание) . Двухместный номер с завтраком — 2000р. Телефон хозяйки Елены — 8 (928) 768-55-79
Отели в Ессентуках мы находили через booking.com и бронировали по телефону по ходу дела. Такая схема позволяет отелю не платить комиссию "буржуям", за что отельеры готовы предложить вам дополнительные скидки (в среднем, 10%) или услуги (например, час посещения SPA-зоны). SPA-отель «Красотель» обошелся в 3500 рублей в сутки за номер-студио с доступом в SPA и завтраком, после двух ночей мы переехали в очень хороший четырехзвездочный отель «Курортный» за 2800 рублей в сутки с завтраком – утром нам нужно было уезжать дальше, так что в открываемый в 10 утра SPA мы не успевали, и переплачивать за него не было смысла.
В Приэльбрусье перед заселением в альплагерь мы также провели ночь в отеле – выбор пал на симпатично декорированный отель "Юсенги" (ссылка) в Тегенекли, расположенный ровно напротив туристической тропы к одноименному леднику и перевалу Бечо, через который в начале осени 1942 года спасались при помощи советских альпинистов семьи сотрудников молибденового комбината Тырныауза. Каждый нес с собой от 100 до 500 граммов молибдена, необходимого для брони танков. Спасение через перевал высотой 3367 м — матерям, помимо молибдена, приходилось нести на себе детей, и при этом на одном из участков карабкаться по веревке длиной в три сотни метров… Позже этим маршрутом эвакуировались отступающие советские войска и мирные жители.
Подойдёт ли ваш автомобиль для поездки?
Состав нашей экспедиции неизменен — мы с женой, и двухлетний малыш. Но вот беда — мы всегда берем с собой очень много вещей, чтобы ничего не приходилось покупать в дороге. На маршруте предполагалось большое количество каменистых и просто плохих дорог.
Таким образом, в качестве экспедиционного автомобиля в идеале требовался вместительный и утилитарный внедорожник с экономичным и тяговитым дизелем, постоянным полным приводом и понижающей передачей.
Таких автомобилей на рынке почти не осталось (хватит и четырехпалой руки Гомера Симпсона, чтобы их пересчитать). В общем, к назначенному времени на моей стоянке появился серебристый Mitsubishi Pajero Sport в комплектации Ultimate AT. Из доработок — только АТ-резина штатного размера и усиленная защита силового агрегата.
По большому счету, это практически идеальный автомобиль для такого путешествия. Достоинства и недостатки Pajero Sport я перечислю в конце повествования, а тут просто замечу, что повторить мой маршрут можно почти на любом кроссовере, но с гораздо меньшим уровнем комфорта и меньшей скоростью движения.
Что взять с собой в горы?
Путешествие с элементами горного туризма предъявляет дополнительные требования к списку того, что вам нужно взять с собой. Помимо стандартного набора — деньги, трос, радар-детектор, видеорегистратор, транспондер «Автодор» — и обычной одежды, вам потребуется дополнительная экипировка. Ниже привожу краткий список.
На человека:
Треккинговые ботинки с мембраной GoreTex
Треккинговые палки
Треккинговые штаны 2 пары
Быстросохнущие майки 2-3 шт
Флисовая кофта
Софтшелл или виндстоппер
Непромокаемые штаны и куртка
Горная шляпа с полями
Рюкзак с влагозащитным чехлом
Фляга алюминиевая туристическая 0.6-0.7л 2 шт
На группу:
Компактная газовая горелка (весом не более 100 грамм).
Ветрозащита для горелки (алюминиевая)
Баллоны с газом низкие, 230 грамм (2 шт)
Набор посуды (пластиковые тарелки — ложки — вилки – котелок — кружки)
Нож туристический
Огниво (или зажигалка)
Солнцезащитный крем (SPF 50)
Ребенка я переносил в специальном рюкзаке — это топовая модель немецкой марки Deuter, Kid Comfort III. Имея опыт использования рюкзака второго поколения (его вы также можете увидеть на некоторых фото), могу сказать, что ничего лучшего для горного туризма с детьми просто не придумали.
Организация питания в альплагере
Завтракали мы в столовой инструкторского домика, по 200р с человека. Цена ужина в домике была аналогичной, что довольно выгодно, но у нас уже были закуплены продукты, поэтому вечером мы питались самостоятельно.
Обедали мы на горе, перед началом спуска, используя сублимированные продукты “Гала-Гала”, хлебцы, паштет, сыр. При планировании раскладки, учтите, что для одной порции нужно два пакетика сублиматов. По пути мы ели батончики (мюсли и протеиновые), а также ореховые смеси. Запивали все свежей горной водой, благо речек и родников в горах навалом. В одной из фляг всегда был раствор изотоника. Воду для растворения сублиматов и приготовления чая-кофе брали в речках, грели на походной горелке.
Ужин готовили в лагере на второй, кемпинговой горелке. Банка хорошей тушенки, овощи, макароны, рис, гречка, чай-кофе.Пару раз позволяли себе хычины и чебуреки в местном кафе. Один раз нас покормили в кафе бесплатно, т.к. мы принесли с собой электропилу и напилили дров для мангала.
Ниже приведен список продуктов, израсходованных для двух человек и ребенка 2.5 лет за неделю:
Сублимированные продукты “Гала-Гала” 52 пакета (первое, второе, каша, омлет)
Тушенка белорусская (97% мяса) 5 банок
Макароны 1 пачка
Гречка 1/2 пачки
Картофель молодой 1 кг
Огурцы 800 грамм
Кукуруза молочная 8 початков
Помидоры 500 грамм
Паштет Hame 8 шт
Огурцы маринованные 1 банка
Хлебцы Finn Krisp 3 пачки
Теперь кратко пробежимся по нашему маршруту.
Объезжаем пробки на трассе М4
Трасса M4 Дон в разгар пляжного сезона — настоящий ад. Многочасовые пробки, очереди на заправках (как хорошо, что бака на Pajero Sport легко хватает на 800 км), нетрадиционно ориентированные обочечники, ротозеи на пунктах оплаты, массово заезжающие в ворота с огромным знаком "проезд только с транспондером"… Чтобы этого избежать, лучше выезжать не в выходные, а посреди недели.
Если такой возможности нет, то пробки надо объезжать — сначала через трассу Воронеж-Луганск и Гуково, потом, уже после Ростова, можно сделать крюк через Сальск, Городовиковск и Ставрополь.
Но всё равно, перед поворотом на Сальск на 1034 км трассы М4 придётся постоять час-полтора на мосту, из-за разбитого большегрузами дорожного покрытия.
Дорога через Сальск и Калмыкию — это местами неплохой асфальт и абсолютная пустота. Нет ни машин, ни полиции, только низко свисающие над дорогой деревья и кустарники.
На обратном пути объезжать имеет смысл только Лосево, и то, если навигатор показывает пробку — на трассе за 5 километров до места затора стоят знаки объезда.
Размеренные Ессентуки
Ессентуки — самый тихий и уютный городок в Кавминводах. Сюда приезжают не весело кутить со стрельбой, танцами и поножовщиной, а поправлять здоровье минеральными водами, лечебными грязями озера Тамбукан, а также прогулками в слегка обветшалых, и от того необыкновенно уютных городских парках.
Изобилие санаториев, SPA-отелей, детских площадок, монументальная архитектура грязелечебницы имени Семашко (1915 года постройки) — настоящий рай для неторопливого семейного отдыха.
Расписание дня тут простое — с утра пробежка, к 7 утра — с фарфоровым питейником с длинным носиком в минеральную галерею, где совершенно бесплатно разливается “Ессентуки 4” и “Ессентуки новая”, потом завтрак, потом пара часов в SPA… И гулять-гулять-гулять. В таком овощной режиме нас хватило ровно на сутки, и на следующий день мы после посещения SPA загрузились в машину и отправились на плато Бермамыт.
Плато Бермамыт
Плато Бермамыт расположено в 60 км от Ессентуков. Подъем начинается с окраин Кисловодска. Верхняя точка — вершина Большой Бермамыт (2592 м над уровнем моря). На вершину ведет несколько дорог, часть из которых можно преодолеть практически на любом кроссовере. Мы же выбрали самый сложный подъем, через нехоженые горные тропы — по маршруту проекта «Волок. Кавказ» Алексея Мочалова.
После долгих месяцев на перенаселенной равнине, Бермамыт встречает путников совершенно иной картинкой. Над безграничными просторами плато кружат орлы. На горизонте синеют в плотной дымке отвесные скалы. Лениво пасутся лошади и овцы. Людей тут почти нет, лишь изредка на горизонте встречается силуэт всадника, который растворяется в дымке, стоит достать фотоаппарат.
Вскоре мы на вершине. Глаза видят необычайную красоту, но сердце сжимается, ведь под скалой лежит разбитый в лепешку L200 блогера Василия Гусева, погибшего тут прошлой осенью при нелепом стечении обстоятельств. С автомобиля уже исчезли уцелевшие задние колеса…
Гордыня или какое-то близкое чувство все же вынуждает меня загнать «паджерик» на соседний утес с тем, с которого упал автомобиль Василия. Но радости от этого кадра я не получаю… Тем временем, над плато сгущаются облака. Время двигаться дальше.
Перевал Актопрак
Вернувшись в Ессентуки, мы хорошенько выспались, и отправились в Приэльбрусье — но не по стандартному пути, через Баксан, а через Чегемское ущелье (с одноименными водопадами) и перевал Актопрак.
Чем ближе к водопадам, тем уже сжимаются каменные тиски ущелья. Чувствуешь себя водным потоком, или змеей, находящей путь сквозь камни. Дорога потрясает!
А вот величественные водопады производят двойственное впечатление. Я был тут полтора года назад, в конце декабря, и наслаждался их могуществом и красотой – тогда вокруг не было ни души.
Летом же я был просто шокирован. Вся прилегающая территория превращена в шалман, торговые ряды и помойку – находиться тут просто противно.
Не останавливаясь, мы поехали дальше – куда не возят туристов. Через несколько километров разбитого грейдера, у дороги стоит неприметная ржавая табличка с указателем – "Былым 22". Нам направо, на перевал Актопрак!
В переводе с балкарского, “актопрак” означает белая глина. Из вязкой, быстро твердеющей на солнце субстанции в средние века строили укрепления, охранявшие караваны, шедшие через перевал — ныне почти заброшенный, а в средние века бывший одним из отрогов шелкового пути.
Актопрак — короткий путь из узкого, словно кротовая нора, Чегемского ущелья, в широкое, в несколько футбольных полей, Баксанское. Пологие зеленые склоны бескрайних пастбищ, зацепившиеся за скалы кустистые облака, ощущение простора и очень вкусный воздух…
По пути мы не встречаем никого, кроме качающих свежий мед из ульев пчеловодов. Три литровых баночки кочуют в бездонный багажник.
Ущелье Адыр-Су
Путь в ущелье Адыр-Су прост и сложен одновременно, как путешествие землемера в кафкианский замок. Этап первый — получение на погранзаставе в Верхнем Баксане заказанных заблаговременно пограничных пропусков. Этап второй — организовать подъем автомобиля на фуникулере. С этим сейчас сложно. В настоящий момент объект находится одновременно в аварийном состоянии и в центре спора хозяйствующих субъектов.
То есть, официально канатка не работает, но если очень надо, то, как говорится, можно устроить для хорошего человека. Скажу только, что состояние канатки действительно аховое, и при наличии всех необходимых договоренностей мы прождали подъёма 12 часов от назначенного времени.
Но оно того стоило, ведь потом нам открылся настоящий затерянный мир.
Из-за сложности с доступом, в 15-километровое ущелье в год приезжает всего несколько сотен туристов и альпинистов. Действует два альплагеря и один бивак. Со всех сторон к окруженной вековыми соснами дороге спускаются зелёные скалы, по которым шумят бесчисленные ручьи и потоки (так альпинисты называют водопады). Над склонами нависают заснеженные горные пики, главное место среди которых по праву занимает Уллу-Тау — в переводе, “мать гора”. Северная стена Уллу-Тау, обращенная к зрителю, производит впечатление ничуть не меньшее, чем северная стена Эйгера (ремарка для тех, кто в теме).
Главная фишка Адыр-Су — наличие четырёх 10-километровых маршрутов, которые может пройти любой турист без какой-то подготовки, но с минимальным набором снаряжения. Эти маршруты имеют разный набор высоты, от 0 до 700 метров, и разную сложность.
Самый простой — прогулка вдоль реки Адыр-Су. Посложнее — Местийская тропа, маршрут вдоль реки Куллумкол, а также тропа к перевалу Гумачи. На сложные маршруты уходит примерно по 7 часов туда-обратно в неторопливом ритме — с остановками через каждые 40 минут, и с обедом посередине. Тащить 18-ти килограммовый рюкзак по каменным ступеням оказывается совсем непросто, но абсолютно реально, даже для нас, туристов без физической и прочей подготовки.
Виды горных ущелий вокруг настолько хороши, что о нагрузке и не думаешь.
На каждом из маршрутов, красоты вокруг очаровывает настолько, что в реальность окружающего мира поверить очень сложно. Все происходящее похоже на сон… И просыпаться нет ни малейшего желания.
Погружению в реальность в Адыр-Су способствует и полное отстустсвие сотовой связи и интернета. Не думал, что неделя без соцсетей мне так легко) впрочем, я точно так же не думал, что мы пройдем с ребёнком в рюкзаке маршруты с набором 570-660 метров на несколько километров подъема, и поднимемся в итоге на 3000 м, чтобы поиграть в снежки…
Pajero Sport в длинном путешествии
Наше путешествие заняло около двух недель, пробег составил 4200 км. Достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы. До этого дня я дважды тестировал Pajero Sport, бензиновый и дизельныйварианты, и даже гонял на нём по кроссовой трассе с японским дедушкой-терминатором. Поэтому особо повторяться не буду.
Главная мысль — Pajero Sport прекрасно подходит для длительных путешествий по дорогам любого качества.
Автомобиль вместителен, посадка комфортная, хотя задние пассажиры сидят непривычно высоко (издержки рамной конструкции). Кресла просто отличные — спина в них не болит после целого дня в руле. Крепления Isofix на втором ряду расположены грамотно — дают возможность крупному креслу поворачиваться внутри салона при закрытой двери.
По сравнению с предшественником, новый PS намного богаче по салону и опциям, динамичнее, лучше управляется. Если на старом “спорте” на 150 кмч резко перестраиваться было страшно, ладошки покрывались потом, то у нового “спорта” тут все существенно лучше с обратной связью, несмотря на по-прежнему существенный уровень кренов. Обгоны на трассе даются очень легко на любой скорости.
Колею на трассе автомобиль не замечает, по любым ямам можно дубасить без опаски. Этому, кстати, помогает и восьмиступенчатый автомат, который настроен очень понятно, в духе старых четырехступенчатых трансмиссий — при нажатии на газ, скидывает ступень, а если продавить в пол — то на две. Динамическая загрузка-разгрузка выполняется без проблем.
Сильный козырь “паджерика” — полный привод Super Select, позволяющий при желании ездить в раллийном стиле. Понижайку за всю поездку я не включал ни разу, но 12-ти километровая дорога от подъемника до лагеря занимала у меня менее 20 минут, при нормальном времени около 40 минут — и все это без насилия над машиной.
Производительность климата отличная — в +42 при палящем солнце в ростовской области в салоне была приятная прохлада, хотя работала система на две трети от максимальной мощности.
Есть ли у машины недостатки? Есть, но мелкие. Тестовая машина была с максимальным фаршем, и как раз к нему остались вопросы — спереди только одна розетка на 12в, нет вентиляции сидений, вместо полноценного заднего климата — лишь управление интенсивностью обдува на потолке, нет розетки на 220 вольт и холодильника в центральном боксе. Система кругового обзора не умеет распознавать приближение автомобилей с боковых сторон при движении задним ходом.
Зато система автоматического торможения один раз реально спасла меня от мелкого ДТП в вялотекущей пробке, после 15 часов за рулем. Очень полезная фишка!
Средний расход топлива за поездку составил 8.6 литров солярки на 100 км (по чекам на топливо).
Сколько стоит такое путешествие
Первоначальное изучение сметы (ссылка) внушает оптимизм, кажется, что если жить в горах вдали то от цивилизации, то и денег особо не потратишь. Но это не так, точнее, не совсем так.
Основной подвох кроется тут в стоимости снаряжения — если его у вас нет, то придется потратиться (по минимуму, от 30 тысяч рублей на комплект для взрослого туриста). И это реальный минимум, за самый примитивный годный экип, тк одна хорошая горная куртка может стоить и крепко за 30000р, цена хороших палок — около 7000р, очков с фотохромной оптикой — от 15000р, и так далее.
Прибавьте к этому необходимый набор оборудования для пикника — горелка (1500р), ветрозащита (500р), баллоны с газом (600р за пару), комплект посуды (1000р), и вы поймете, что даже без палаток и прочих ковриков горный туризм — весьма дорогое удовольствие, и об экономии тут речи не идёт.
Но с другой стороны, все это снаряжение пригодится вам ещё не раз на протяжении многих лет. В любом случае, стоимость поездки на Кавказ намного ниже, чем куда-нибудь в Альпы. Полученные впечатления — гарантирую — вы запомните на всю жизнь. Так что если вы любите большие горы, роскошную природу и родную страну — отпуск в альплагере с посещением других интересных мест по пути произведет на вас неизгладимое впечатление – оставив стойкое желание повторить.
Может быть, уже в следующем году?
****
P.S. Перечитав пять раз свой пост, я понял, что он написан в восторженном тоне. Я перечитал его шестой раз, и решил ничего не менять. Я был практически везде на Кавказе, и не один десяток раз, но это путешествие оказалось одним из самых классных. Поэтому сейчас я пристально изучаю возможности треккинга в других кавказских альплагерях, и присматриваюсь к различным палаткам, чтобы ночевать в горах, а не в лагере.