Историю Нового Арбата и уж тем более старого Арбата не рассказывал только ленивый. Информации о строительстве Калининского проспекта, как и любой другой грандиозной советской стройке, уйма. В качестве вступления к этому направлению хочу рассказать о некоторых своих околоарбатских наблюдениях.
Как мы все знаем, сторон всего четыре. Так и всякая дорога может по сути вести либо на север, либо на юг, запад или восток. Если положить эту простую идею на Москву, то выходит вот какая любопытная штука: на севере у нас вторая столица, на востоке у нас вся остальная страна, на юге - единственное теплое море, а на западе - весь остальной мир. Несмотря на такое завидное направление, западная дорога вплоть до середины XX века представляла собой неприглядную картину.
Здесь располагался старый Арбат - главная торговая улица города. Территориальная этимология Арбата проста. Основной поток торговцев приходил именно с западной стороны, более того, Дорогомилово было первой ближайшей точкой к Кремлю для всех, кто приходил по реке, а таких было, как вы понимаете, больше.
В этом же месте расположен и один из самых первых московских мостов. Высшая мостовая лига - это два кремлевских моста: Большой Каменный, Большой Москворецкий. В премьер-лигу входят не менее интересные четыре моста подальше: Устьинский, Крымский, Большой Краснохолмский и Бородинский. Их построили известные инженеры Аманд Струве и Шпейером, так что не удивительно, что они были одинаковыми.
Именно с Бородинским, а тогда Дорогомиловским, мостом недалеко от Арбата лихо избегает столкновения герой рассказа Гиляровского "На плотах" Никита.
Не так уж и долго простоял мост Струве, уже начале ХХ века инженеры признали его устаревшим. Некоторые из них говорили даже, что его с самого начала построили устаревшим. К тому моменту уже аквтино работал Брянский вокзал (Киевский) и трафик на переправе вырос в разы. 1 апреля 1907 года в газете "Московские власти" вышла статья, в которой комиссия московских инженеров признала сооружение не ремонтопригодным. Вскоре после этого мост закрыли для движения грузовых повозок, сделав его исключительно пешеходным. В 1910 году Бородинский мост Струве разобрали.