За годы независимости украинцы сполна воспользовались правом на свободу вероисповедания
Елена Малай
2 декабря в Москве завершился Архиерейский собор Русской православной церкви, приуроченный к 100-летию восстановления патриаршества в России. Еще до его начала казалось, что главной новостью станет первый приезд Владимира Путина на подобное мероприятие, а наиболее важной темой — собственно персона патриарха Тихона, ставшего в 1917 году первым патриархом Московским и всея Руси со времен Петра Первого. Но неожиданно приоритетным предметом обсуждения стали взаимоотношения с украинскими православными.
Русская православная церковь решила признать независимость Украинской православной церкви Московского патриархата. Раскольник и самозваный киевский патриарх Филарет решил покаяться перед Москвой и чуть ли не вернуться в лоно Русской церкви.
Такие новости спешили сообщить наши СМИ, несколько загнув с сутью дела и не разобравшись в проблематике религиозной жизни на Украине.
Не совсем триединство
Так получилось, что на Украине сегодня существует три православных церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Де-юре УПЦ МП — часть Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Де-факто, еще до «сенсационной» новости о независимости, стала самостоятельной церковью внутри РПЦ. На Архиерейском соборе РПЦ осенью 1990 года УПЦ МП был предоставлен статус самоуправляемой церкви с правами широкой автономии. Именно с того момента Москва не может особо влиять на выбор епископов УПЦ МП, на финансовые потоки внутри украинской церкви и на выборы предстоятеля УПЦ МП.
Сегодняшний предстоятель УПЦ МП Онуфрий был избран на свой пост в 2014 году в стенах Киево-Печерской лавры исключительно решением украинских епископов. Это большая свобода, по сравнению с Белорусской православной церковью (Экзархатом) Московского патриархата, предстоятель которой Павел был просто назначен из Москвы.
И свобода эта была лишь подтверждена на Архиерейском соборе 2017 года. Тем не менее, по словам протоиерея Всеволода Чаплина, РПЦ продолжает сохранять влияние на УПЦ МП, но ситуация может измениться.
«Мы можем влиять сегодня на Украинскую церковь Московского патриархата. Это доказывает и то, что делегация их епископов явилась к нам в большинстве, и то, как свободно и ярко они выступали. Я бы даже заметил, что среди российских епископов не так часто встретишь столь хороших ораторов», — поделился он.
Одновременно Чаплин отметил, что поднятие темы независимости УПЦ МП в итоге может привести к реальному отрыву украинских православных от Москвы. Тогда встанет вопрос о создании единой украинской православной церкви.
«Если произойдет отрыв и будет создана единая украинская православная церковь, я думаю, доминирующей силой в ней станут филаретовцы не без поддержки украинских политиков. Тогда вероятен сценарий, когда сознание православных украинцев будет перепрограммироваться на противостояние России», — резюмировал Чаплин.
Единая украинская православная церковь — давняя мечта главы УПЦ Киевского патриархата митрополита Филарета (Денисенко). В начале 90-х годов прошлого века он был влиятельной фигурой Русской православной церкви. В мае-июне 1990-го даже занимал должность местоблюстителя патриаршего престола РПЦ (по сути, исполнял обязанности патриарха Московского и всея Руси). Потом вспомнил об украинских корнях, стал жутким регионалом и летом 1992-го с частью лояльных священников создал Киевский патриархат в противовес Москве.
В Москве долго терпеть не стали, и на Архиерейском соборе РПЦ 11 июня 1992 года было решено лишить его сана. В 1995 году Филарет становится киевским патриархом. В феврале 1997 года на очередном Архиерейском соборе РПЦ уже киевский патриарх Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме.
Киевский патриархат и по сей день не признан другими официальными православными церквями мира. Тем не менее, в 2010 году Украинский центр экономических и политических исследований оценил количество прихожан УПЦ МП в 4-4,2 миллиона украинцев. В этом же исследовании количество паствы УПЦ МП оценивалось в 6,3-6,5 миллиона человек.
Филарет в последние годы прекрасно понял, что не сильно уступает по силе УПЦ МП, а революция 2014 года, притащившая во власть националистов, лишь укрепила его желание создать единую украинскую церковь, которая не будет иметь никакого отношения к Москве. Для России это опасно не только потерей верующих на Украине.
Если появится единая украинская церковь — она станет второй по величине православной общиной мира. И эта община будет, скорее всего, настроена против России. Более того, Филарет очень любит играться с искусственным термином «Украина-Русь», в чем можно рассмотреть претензии УПЦ КП на верующих Беларуси и даже России.
В общем, реализовывать свои планы по новой единой церкви Филарет начал давлением на УПЦ МП. Когда в 2014 году в Киево-Печерской лавре избирали нового предстоятеля церкви — Онуфрия, именно сторонники Филарета устроили импровизированные митинги у стен лавры с требованиями создать единую церковь. Потом священники Киевского патриархата не раз обвиняли Московский патриархат во враждебном отношении к Украине. И наконец последовало письмо на Архиерейский собор РПЦ 2017 года, в котором Филарет высказал надежду на улучшение отношений с РПЦ и попросил прощения.
Некоторые восприняли эту бумагу как покаяние, но в УПЦ КП быстро ответили, что каяться им как бы не за что. Филарет тем временем созвал пресс-конференцию и заявил, что его церковь никогда не вернется в Московский патриархат.
Чего добивался этой историей Филарет, сказать трудно. Может быть, хотел вывести РПЦ на диалог о создании единой украинской церкви. А может быть, как считает украинский политолог Юрий Городненко, искал «запасной аэродром» на случай новых потрясений на Украине.
«В Украине сложная ситуация, от которой народ устал. В политике могут произойти кардинальные изменения, и лояльные к Филарету люди уйдут от власти. Он понимает, что Украина может вернуться под влияние России и ищет сотрудничества с Москвой. Поэтому возникло письмо. Дальше была пресс-конференция, на которой он уже оправдывался за свой поступок перед Киевом», — считает он.
При этом, по словам Городненко, при приходе пророссийских сил к власти в Киеве в гораздо более выгодных условиях окажутся священники Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Появилась УАПЦ после Октябрьской революции в попытках Украины создать независимое государство с независимой церковью. После прихода к власти большевиков УАПЦ стала церковью украинских мигрантов.
На развалинах СССР ее храмы появились на Украине, но число верующих незначительное — несколько сотен тысяч украинцев. Как и УПЦ КП, скептически относится к Московскому патриархату, но в случае политических потрясений «запасной аэродром» уже имеется — связь с украинскими церквями УАПЦ за рубежом, которой нет у Киевского патриархата.
Христианские националисты
Глубокий раскол среди православных, как это ни странно, — не главная религиозная проблема Русской православной церкви на Украине.
Гораздо большей проблемой видится Ватикан. Сегодня на Украине проживают, по разным оценкам, около миллиона католиков и около четырех миллионов греко-католиков, так называемых униатов.
Именно униаты составляют основной боевой костяк украинских националистических организаций, таких как «Правый сектор». К слову, известный националист Дмитрий Ярош является не кем иным, как униатом.
«Если мы говорим о националистических организациях, то да, основу их составляют униаты. Греко-католическая церковь Украины формально подчиняется Папе Римскому, но фактически самостоятельно принимает решения и финансируют ее совсем другие люди», — поделился Юрий Городненко.
Мало кто обращал внимание, но священники униаты в последние несколько лет активно принимают участие в политических и общественных акциях. Когда были столкновения на Майдане в начале 2014 года и телеканалы показывали на улицах блуждающих людей в рясах, ругающих МВД и подразделение «Беркут», — это были представители униатской церкви. Когда в Донбассе началась война и туда поехали воевать добровольческие отряды националистов, их на войну напутствовали и окропляли святой водой униатские капелланы. Когда на YouTube мы запускаем ролик, где человек в рясе на украинском языке призывает отстреливать москалей, — он тоже оказывается униатским священником.
Можно сказать, что православная церковь Филарета по сравнению с униатской церковью Украины — это кружок безобидных бабушек. Они, конечно, могут прийти к стенам Киево-Печерской лавры и что-то покричать, но униаты обычно приходят к православным храмам Московского патриархата в сопровождении бойцов и пытаются эти храмы перепрофилировать в униатские.
Продолжаются эти нападения с начала 90-х годов, и представители РПЦ не раз обвиняли Ватикан в преступном потакании греко-католикам.
Последний громкий случай отжатия храма происходил в октябре этого года в городе Коломыя Ивано-Франковской области. Униаты через суд добились ареста здания храма УПЦ МП, который до Второй мировой войны принадлежал греко-католической церкви. Только суд забыл учесть то, что храм возник в 1587 году, а униатская церковь была образована в результате Брестской унии 1596 года, и изначально здание таки принадлежало православной общине города.
Православные, конечно, не согласились с таким решением суда и пришли помолиться к своему храму. В итоге завязалась драка с униатами.
В принципе, если изучать историю униатской церкви, можно понять, что таким образом в отношении православных они ведут себя последние 400 лет, и создавалась униатская идея именно для агрессивного продвижения католицизма. Сейчас же, когда православная церковь на Украине расколота, отжимать их храмы гораздо легче.
Благодатная почва для сект
Не такая, как униаты и самозваный киевский патриарх, но все-таки большая проблема Московского патриархата на Украине — секты.
В начале 90-х годов они возникали во всех странах бывшего СССР. То ли из-за отсутствия нормальной государственной политики, то ли из-за того, что основные церкви постоянно заняты борьбой друг с другом, именно на Украине секты массово находили своих самых верных сторонников и даже пытались штурмовать культовые здания.
1991 году в Киеве возникла одна из самых известных сект на просторах СНГ — «Белое братство». Два специалиста в области психического воздействия на личность Юрий Кривоногов и Мария Цвигун решили поэкспериментировать над своими гражданами и даже зарегистрировали религиозную организацию «Великое белое братство Юсмалос». Дальше появились общины в Беларуси, Казахстане и даже России, но на самые отчаянные «подвиги» пошли лишь украинские братья.
Осенью лидеры секты и активисты попытались захватить в Киеве Софийский собор и провести там свой молебен. Попытка не удалась, Цвигун и Кривоногов были задержаны милицией. Тогда же более 600 членов секты попытались устроить коллективное самоубийство.
Руководителей секты посадили, но члены продолжали сходить с ума и даже шли на убийства.
90-е годы закончились, но, как рассказал украинский политолог Юрий Городненко, популярны секты у украинцев и сегодня. Особенно сайентологи и Свидетели Иеговы.
В число сайентологов уже долгие годы записывают одного из самых видных политиков современной Украины Арсения Яценюка. Эта секта отличается тем, что действительно старается выбирать себе новых членов из элитных слоев общества, что дает ей возможность влиять на решения, принимаемые в государстве.
Для простых граждан есть иеговисты. В России они запрещены, а на Украине продолжают официально существовать, и, по разным оценкам, около 150 тысяч украинцев являются иеговистами. При этом, в отличие от российских или белорусских иеговистов, украинские склонны к проведению массовых мероприятий вроде крещений, для чего арендуются целые стадионы. Например, во Львове на футбольный стадион в 2008 году иеговисты затащили 30 тысяч своих активистов, в 2012 году на том же стадионе собралось 15 тысяч верующих.
Это примерно то же самое, как если бы в современной России иеговисты арендовали «Лужники» или какой-нибудь стадион в Краснодаре или Казани.
Религиозная политика на Украине с начала 90-х годов стала проблемой не только для Московского патриархата, но и для самой Украины. Вначале власти в Киеве дали полную религиозную свободу, в том числе и сектам, не обращая внимания на то, к чему это может привести. Потом, исходя из своих политических взглядов, начали поддерживать одни религиозные организации и допускать нападки на другие. В итоге мы имеем военный конфликт на Донбассе, корнем которого стали не только культурные, политические, но и религиозные противоречия в украинском обществе.