Стандартные солнцезащитные очки, какими бы стильными они ни были, не гарантируют вам абсолютной зрительной безопасности. В 1930-х студент Гарварда Эдвин Лэнд смог создать первый поляризационный материал, применимый в практических целях. Тогда же (если быть точными, то в 1937) он основал компанию Polaroid, наверное, более известную читателю в качестве производителя знаменитых фотоаппаратов. Но… что такое поляризация и как это работает, когда речь идет о линзах?
Самыми простыми и грубыми словами. Это то, что придает свету определенное направление. Солнечные лучи не имеют поляризации, они исходят отовсюду и пронизывают все. Но отражаясь от поверхностей (стадионов, площадей, крыш и тд), лучи приобретают направление. Такая поляризация называется горизонтальной. Линза, предназначенная для защиты от таких ярких световых пулеметных очередей, представляет собой сооружение из несколько слоев. Внутрь неё помещена прозрачная пленка. Или же фильтр. Ось этого фильтра внутри линзы находится вертикально, поэтому лучи с горизонтальной поляризацией (т.е. отраженные от поверхностей) попросту не проходят. Ну а прочий солнечный свет свободно (хоть и ослабевшим вдвое потоком) попадает в ваши глаза. Вот и весь принцип.
Удобно, не правда ли? Невиданное удобство и принесло первую славу Polaroid. Именно как автору спасительных очков. В том числе, как и многие другие, для армии и флота. В 1939 году Polaroid – едва ли не основной поставщик высокотехнологичной и функциональной оптики самого разного предназначения для солдат моря, суши и неба.
Идея мгновенной камеры стала результатом детской непосредственности. На отдыхе трехлетняя дочка Лэнда спросила у отца, почему она не может посмотреть на только что сделанную фотографию себя. Идея появилась в 1943 году. На разработку механизма, позволяющего взглянуть на себя «сейчас и здесь» ушло 4 года. Технология существовала еще до того, как за нее взялся Лэнд, но именно у Polaroid вышло доработать процесс до завершения и запустить массовый выпуск использующих технологию фотоаппаратов. Все дело во встроенных химических реактивах. И хоть качество уступало традиционному способу проявления пленки, но функциональность снова вышла на первый план. Интимность подкупает. Близость, доступность, скорость – такие приятные свойства. Панорамы семейных хроник и фотографии полуодетых половинок, укутанных в пески тихоокеанских пляжей. Новостные агентства, передовицы газет и журналов. Качеством можно пожертвовать. Динамикой нельзя. В мире, где информация начала свой путь к роли самостоятельного фактора производства, Polaroid стала неоценимым помощником. Сперва моментальные снимки были окрашены двумя цветами: черным и белым. Ближе к концу века – всей палитрой.
Instant camera сделала Polaroid культурным фетишем. Стала символом, узнаваемым по всему Земному шару. Но, мы уже давали понять, этим все не ограничивалось. Нисколько не ограничивалось. По количеству зарегистрированных патентов за долгую историю человечества Эдвин Лэнд уступал только Томасу Эдисону. Последний получил 1093 патента, первый – 535. В недрах «фабрики изобретений», как называли тогда компанию, появились на свет: рентгеновская пленка, прибор ночного видения и тепловизор. Polaroid – это веха, громадная веха, без которой сегодняшнюю технику представить невозможно.
И вот снова приходится писать о крахе. История всякого бренда все же напоминает личную историю человека, такую же пеструю, неровную, наполненную легкости и тяжести, восторгов и депрессий. Начало 80-х. Очередная разработка – мгновенная уже не фото, но кинопленка, проваливается. Видео воспринимается потребителем как нечто более тяжелое, увесистое, серьезное, чем фотография. Лэнд уходит из компании и обращается к науке. Несмотря на неудачный запуск нового продукта, продажи культовых фотоаппаратов все еще поражают. Но все меняется, когда плёнку как таковую вытесняет цифровая фотография. Исчезает центральный момент. Исчезает ядро. То, на чем все держалось. Немедленные снимки – больше не привилегия.
В 2001 бренд объявляет себя банкротом. Череда поисков идентичности, попыток зацепиться за что-либо, воскресить интерес, снова занять уникальную нишу. Акции переходят из рук в руки. 2008, Мировой кризис и снова банкротство Polaroid. Но уже через год – порыв к воскрешению.
Презентация цифрового фотоаппарата, со встроенным принтером. Попытка наполнить упущенную современность винтажным лоском. Относительно удачная попытка. Еще через год на должность креативного директора назначена Lady Gaga. Polaroid пытается сделать себя эстетически приемлемым. Наконец заговорить на языке стиля.
На новом витке реальности попытки оправдывают себя. Несмотря на то, что Polaroid всегда была заточена на функцию, на содержание, уделял стилю второстепенное внимание, в 2017 ситуация изменилась. Последняя коллекция очков от компании оказалась на удивление свежей. И если ZEISS отдает стиль на откуп своим партнерам, то в Polaroid решили действовать самостоятельно. Теперь это не просто щит, отражающий блики, не просто броня. Это тренд, это работа над формой, это воля к красоте. Возвращение к тому, с чего все начиналось. К очкам. Возвращение к истокам. И в то же время перспектива будущего.