Соревновательные дисциплины и внутренние организации зачастую не привязаны к конкретной стране — например, российский мультигейминг может иметь североамериканский, шведский и украинский состав. Точно такого момента мы еще не встречали, но надеемся, что мысль осталась понятна. С каждым годом растет количество государств, власти которых начинают смотреть в сторону киберспорта и обеспечивают поддержку местным молодым талантам. Однако пятерка самых сильных наций уже почти десять лет не сдает позиции — о них мы и расскажем.
Украина
Главный двигатель и толчок к развитию киберспортивного движения в СНГ. Выход интернета на широкий рынок и доступность компьютеров сподвигнули местных любителей игр на соревнования спустя несколько лет после миллениума. Когда киберспорт преодолел стадию компьютерных клубов и местных турниров со вступительными взносами, начался настоящий прогресс — это произошло в 2010-2011 годах.
Успех украинских стрелков на международных соревнованиях стал первым шагом к созданию организации Natus Vincere, которая начала поддерживать самых сильных игроков в DotA и Counter-Strike. Киев Киберспорт Арена на протяжении четырех лет была киберспортивной меккой в СНГ, а ее турниры StarLadder не один раз наблюдали победу местного клуба в течение нескольких сезонов. Неудивительно, что с такими успехами именно украинская столица первой в истории СНГ приняла крупнейший турнир в Dota 2 после Чемпионата мира.
США
Маркетинг и менталитет геймеров заставил США развиваться другим путем. Наибольшую популярность у них снискали консольные дисциплины, к которым европейские и восточные игроки относятся с большим сомнением. В стране есть большие фанатские базы Dota 2, CS:GO и League of Legends, но их объем ничтожен по сравнению с Call Of Duty. Успешный конгломерат Blizzard и Activision принес широкую маркетинговую кампанию, где киберспортсмены зарабатывают не за счет миллионных призовых, а собственной популярности.
Западные организации OpTic Gaming, Luminosity, eLevate, Immortals и прочие также имеют ростеры по Halo, Super Smash Bros. и Street Fighter. Сильнейшие игроки становятся медийными личностями за короткие сроки, а рекламодатели из MLG предлагают в пять раз больше денег, чем в Европе. Прожженый рынок MOBA не готов стать конкурентом в этом деле, поэтому мы редко видим больше, чем 2-3 коллектива из США, которые стабильно составляют конкуренцию любой стране на мировой арене.
Швеция
Самый уникальный случай из нашего списка. Это единственная страна, которая уже стала лучшей в десятке дисциплин, продвигаемых как европейскими, так и североамериканскими издателями. Шведские игроки становились чемпионами мира в Dota 2, на пару с Украиной завоевывали крупные титулы в Counter-Strike и часто выбивали корейцев из колеи в их любимой StarCraft.
Отсутствие конкурентоспособных организаций сделало из страны не мирового лидера, а скорее музей. В Швеции открываются специальные школы для обучения талантливых игроков, а при поддержке государства появляется зал славы легендарных киберспортсменов — большинство из них являются шведами времен CS 1.6 при том, что в этом списке может быть абсолютно любой человек. LodA, SjoW, Armada, NaNiwa, HeatoN, cArn — хотя бы про нескольких вы точно могли слышать.
Китай
Очевидный участник нашего списка и главный соперник Южной Кореи на протяжении десятка лет. Китайская ассоциация киберспортсменов выделила свое направление для развития, но отличное от США — здесь таланты поддерживаются на государственном уровне, нарушители правил получают реальные сроки заключения, а стремление стать лучше в несколько раз выше, чем у любой страны на западе. Местные игроки продвинулись за счет активной конкуренции в Dota 2 несмотря на то, что она стоит чуть ли не в конце списка самых популярных игр.
В принципе, ситуация с MOBA обстоит вполне неплохо — на мировой арене китайские профессионалы представляют Dota 2 и League of Legends, а с 2015 года начали появляться сильные конкуренты в Counter-Strike. Контракты с клубами включают минимальное количество времени, которое нужно отводить на игру, но это уже давно перетекло в негласное правило. Восток всегда будет тренироваться больше тебя, учиться быстрее тебя, а потом застанет в холодном поту на сцене.
Южная Корея
Страна, которая вобрала в себя все аспекты из остальных участников этого списка. Сейчас каждая игра требует отменной реакции, но если механика построена исключительно на ней, то можно сразу убивать свои мечты о чемпионстве, если ты сам не кореец. Местные ассоциации IeSF и KeSPA создают чемпионаты по всему миру и вводят еще более жесткий регламент, чем в Китае. Игроки не становятся роботами и рабами игры, а размышляют о киберспортивной карьере еще с ранних лет — ведь даже если они останутся без команды, возможность играть на высоком уровне никуда не денется.
Южная Корея — чемпион мира по League of Legends, Heroes of the Storm, Overwatch и, конечно же, StarCraft. Последняя уже давно изжила себя за восточными пределами, но количество нажатий в минуту, правильное питание, дисциплина и отменная реакция до сих пор поддерживают игру по всему миру, делая ее самой интересной со стороны как игрока, так и зрителя. Развитая инфраструктура выводит киберспорт в Корее за рамки точечной программы — про-гейминг уже давно стал частью государства и его крупнейших IT-компаний.